Уральские VIP-ы заражены бациллой коллекционирования – спецпроект «Нового Региона»
(Автор идеи – читатель «НР» из Екатеринбурга, победитель конкурса «Такого еще не было» Алексей Менделев)
«По тому, какие человек курит сигары и каких художников любит, можно узнать, из чего соткана его душа»
Джон Голсуорси «Сага о Форсайтах»
Уральская элита любит и коллекционирует не только денежные знаки и их заменители. Как удалось выяснить корреспондентам «Нового Региона», отдельные продвинутые, богатые и успешные люди сегодня увлечены накоплением произведений искусства.
По оценкам экспертов, в настоящий момент на Среднем Урале существует до 20 крупных частных коллекций живописи, скульптуры, фарфора, мебели и прочих артефактов. Но особую страсть уральская элита демонстрирует все-таки к живописи. В процесс коллекционирования включены все: губернаторы, олигархи, банкиры, депутаты Госдумы, руководители политических партий, представители среднего бизнеса и даже журналисты. Особое пристрастие уральские коллекционеры питают к художникам прошлого века, многим нравится соцреализм, отдельные эстеты восхищаются примитивистами.
В Екатеринбурге существует, как минимум, десяток точек, где можно приобрести работы уральских (и не только) художников. Самые известные: Галерея современного искусства (принадлежит главе Трубной металлургической компании Дмитрию Пумпянскому), Галерея «Моби-арт Татьянин день» и Белая галерея. Разбег цен на выставленные там картины – от 2 до 50 тысяч рублей. Однако полотна самых модных и востребованных уральских художников Брусиловского, Сажаева и Воловича могут стоить от 100 тысяч.
Безусловно, мировые шедевры живописи в уральские галереи практически не попадают. Но в частных коллекциях капиталистов, говорят, можно найти экспонаты, которые бы заинтересовали даже экспертов аукциона Sotheby's. Так, в коллекции господина Пумпянского значатся две акварели кисти Бенуа.
Как считают эксперты, всех уральских собирателей живописи можно разделить на несколько категорий: фанатичных коллекционеров и коллекционеров «поневоле», а также тех, кто держит свои шедевры под «замком» и тех, кто выставляет их на всеобщее обозрение.
Фанаты живописи
Пожалуй, самым серьезным и профессиональным коллекционером среди политических деятелей Среднего Урала является депутат Госдумы Евгений Ройзман. На сегодняшний день в его собрании насчитывается более трех (!) тысяч работ. «В свое время, когда я еще писал стихи, я много общался с художниками, а они дарили мне свои работы. В советские годы «андеграунд» не котировался, Госфонд это все не покупал, а когда государство спохватилось, было поздно. Все картины современных художников разошлись по частным коллекциям», – рассказывает депутат. О своем собрании он говорит исключительно с любовью: «В коллекции есть и работы старых мастеров – Пукирева (написал знаменитую картину «Неравный брак»), Федотова, Верещагина. Есть большое собрание полотен замечательного художника Денисова – более 70-ти живописных и 200 листов графики. Один музей предлагает выкупить это собрание, но мы пока не соглашаемся. Основную часть коллекции образуют работы 60-90 годов прошлого века. Я подбираю картины под свой взыскательный вкус. Стараюсь брать вещи постарее, уже вылежавшиеся. Горжусь тем, что у меня есть почти весь Коровкин, Языков. Есть вещи коммерческие, которые можно продать, но есть и любимые. Ни за что не смогу расстаться с некоторыми работами Брусиловского, Махотина».
Свою коллекцию живописи Ройзман собирается в скором времени выставить на всеобщее обозрение в специально построенном Музее художников Урала, который депутат возводит на свои деньги.
Не менее представительная коллекция живописи подобралась и у главы Трубной металлургической компании Дмитрия Пумпянского. Он выставляет собранные полотна в Галерее современного искусства. «Дмитрий Александрович Пумпянский очень хорошо разбирается в современном изобразительном искусстве. У него очень хороший художественный вкус», – рассказал «Новому Региону» управляющий галереей Сергей Одоевский. В коллекции Пумпянского – живопись, графика, скульптура разных региональных авторов. «В основном мы, конечно, берем работы членов Союза художников России, но есть и молодые таланты. У нас представлены работы Брусиловского, Чурсина, Сажаева, Алексеева-Свинкина, Карпенко, есть скульптура Эрнста Неизвестного и много других авторов. Мы стараемся покупать всех художников, которые представляют интерес – чтобы составить как можно более полное преставление о региональном художественном искусстве. Недавно открыли в галерее зал антиквариата – выставили там работы Слюсарева, Кустодиева, две акварели Бенуа».
Коллекционеры поневоле
Пумпянский не только покупает картины для себя, но и охотно дарит произведения искусства друзьям и знакомым. Не так давно он купил две картины известных художников Миши Брусиловского и Анатолия Калашникова. На приобретение картин, по неофициальной информации, глава ТМК потратил до 20 тысяч долларов.
Произведение Брусиловского «Белая Леда» размером 1,5 на 1,8 метра Пумпянский передал в дар своей галерее, а картину Калашникова подарил на 55-летний юбилей другу – главе «Финпромко» Анатолию Павлову, которого можно смело отнести к категории «коллекционеров поневоле».
На картине изображена игра Петра I и князя Меньшикова на бильярде. Полотно входит в серию из шести картин, описывающих мировую историю развития бильярда. Собрать остальные 5 полотен, Павлов, судя по всему, должен будет самостоятельно.
В частных беседах глава «Финпромко» охотно признается, что не любит живопись и коллекционирует картины только от безвыходности – поскольку их ему все равно дарят и дарят друзья-предприниматели. Самому же Павлову больше нравится собирать холодное оружие. Кроме того, у него есть коллекция боевых наград.
Другим известным «коллекционером поневоле» является свердловский губернатор Эдуард Россель. Его коллекция картин также на 100% состоит из даров коллег-губернаторов и олигархов. По словам компетентных экспертов, близких к главе области, Россель не является ценителем живописи и даже недолюбливает ее, но из дипломатических соображений заботливо развешивает картины на стенах резиденции. В его коллекции есть шедевры практически всех уральских мастеров, а также портрет самого Росселя кисти модного московского художника Никаса Сафронова.
Шеремет и свиноматка
К числу менее известных коллекционеров относится генеральный директор Телевизионного Агентства Урала Иннокентий Шеремет. Он затрудняется назвать точное количество картин в своей коллекции, но утверждает, что «все завешано в доме и в офисе». «Я перестал покупать картины, поскольку вешать просто некуда. А ставить полотна в угол, держать их где-то в запасниках не хочется, – рассказывает журналист. – Я собираю местные уральские дарования. Примитивисты очень нравятся. И наив нравится, но у меня в основном примитив. Много графики. Есть собрание графики Рыжкова, есть Хохоновы, Виктор Реутов, Леонид Баранов. Даже Ройзман завидует некоторым нюансам моей коллекции». Картины Иннокентий Шеремет начал собирать осенью 1998 года. «Тогда случился дефолт. Было всем очень грустно. И чтоб себя утешить, я занялся коллекционированием. К тому же цены на очень качественные картины рухнули, рынок исчез, никто у художников ничего не покупал. А я покупал оптом. Обычно, если мне нравится автор, то я беру сразу серию картин». Между тем, по словам гендиректора ТАУ, есть у него одно особо любимое полотно весьма сентиментального содержания. Произведение кисти Геннадия Шаройкина под названием «Свиньи» занимает почетное место на стене в кабинете Шеремета. На холсте изображена свиноматка с маленькими поросятами, которые жмутся друг к другу. «Там нарисованы обычные свиньи. Не могу объяснить, почему они мне в душу запали. Уж больно пронзительно они нарисованы», – говорит Иннокентий.
Артюху достался Мурильо
Схожая с Шереметом проблема есть и у совладельца группы компаний «Лев», лидера свердловского отделения Российской партии пенсионеров Евгения Артюха. Ему тоже некуда девать холсты.
«У меня примерно сто экспонатов. Очень большая проблема – где их размещать. У меня дома все завешано, еще масса картин висит в офисе и хранится запасниках. При этом я глубоко убежден, что картины должны «работать», «жить», поэтому периодически устраиваю выставки».
Коллекционировать картины Артюх начал в 93 году, когда «познакомился» с Белой галереей – его поразили картины современных уральских художников – Олега Карпенко, Владимира Смелкова и ряда других живописцев. «На меня они произвели огромное впечатление, и я сказал тогдашнему директору галереи Виктору Малинову, что покупаю у них 14 картин. Он чуть с ума не сошел, поскольку до меня у него никто ничего не покупал. Деньги на картины я занял у знакомых. Одна из приобретенных работ стоила тогда 2,5 миллиона рублей. Сейчас она, наверное, стоит где-то 2,5 тысячи долларов, – рассказывает Евгений Артюх. – Сначала я собирал современную живопись, а потом стал собирать полотна старой школы – середина 19-го, рубеж 20-го веков. Люблю классицизм, жанровые сцены из жизни общества. Надо признаться, что удовольствие дорогое. Такие картины могут стоить десятки, сотни тысяч долларов. Есть у меня работа кисти художника 17 века Бартоломео Эстебана Мурильо. На ней изображен Иоанн Креститель в окружении агнцев. Есть и старые уральские художники. Например, картина Жукова 1911 года – примитивизм, сюжет про охоту. Есть картина Звездина – копия с картины Серова, где Иван Грозный сидит у постели царицы. И картина Лаврова (его картины раньше висели в Ипатьевском доме) с пейзажем Екатеринбурга».
Любимых картин у Артюха нет – свою коллекцию он воспринимает в целом. Правда есть одна картина Олега Карпенко, по которой он очень скучает. «Какое-то время назад я подарил ее Валерию Савельеву. Она называется «Рыба – планета». Висит теперь у него в кабинете. Космическая такая», – со вздохом говорит Евгений Артюх.
«Некрасовская коллекция»
Еще один знатный екатеринбургский коллекционер – Юрий Мезенцев. Он известен на Урале как успешный бизнесмен и большой любитель живописи. В конце 80-х годов он стал собирать картины современных уральских художников, а в 2002 году приобрел знаменитую «некрасовскую» коллекцию (ныне покойного бизнесмена Леонида Некрасова) единственную в своем роде, поскольку собиралась она по строгим критериям. Во-первых, стилевое разнообразие: от суровой реалистической манеры пейзажей Е. Гудина и социальных картин И. Симонова до абстракций С. Брюханова. Во-вторых, профессиональное мастерство: никакой дилетантской живописи андеграунда, отказ от литературных, идеологических, политических и прочих псевдофилософских «добавок» к живописи (вроде «трансреализма»). И, наконец, то, что можно обозначить как «умеренную современность»: гармоничное сочетание традиций мирового модернизма и отечественного фигуративного искусства.
Несколько лет назад коллекция выставлялась в Белой галерее. Для экспозиции были отобраны работы известных екатеринбургской публике авторов: А. Алексеева-Свинкина, В. Анциферова, М. Брусиловского, С. Брюханова, В. Воловича, Е. Гудина, В. Реутова и других. Сам Мезенцев категорически отказывается рассказывать о масштабах своей коллекции, объясняя это мерами предосторожности. «Вы же знаете, что это может спровоцировать случаи воровства. Ни для кого не секрет, что это бывает – люди крадут картины, портят их. Я очень скромный. Делайте проект без меня. Сколько у меня картин, я вам никогда не скажу. Мне пиар в этой области не нужен», – говорит Юрий Мезенцев.
Первобытный инстинкт собирательства
Известен своей любовью к живописи и генеральный директор коммерческого банка «Гран» Дмитрий Коцюба. На сегодняшний день в его коллекции около 200 полотен. В основном это современные уральские художники: Андрей Вох, Александр и Михаил Сажаевы, Игорь Вишня и другие. С определением любимой картины Коцюба затрудняется: «У меня есть любимые картины для каждого периода времени, года, даже настроения. Вообще, я очень люблю импрессионизм, особенно живопись Эдгара Дега, Клода Моне, Камиля Писсаро, но выделить какую-то отдельную работу не могу». Стоит отметить, что в своей коллекции банкир обошелся без самых любимых авторов: «Конечно, престижно иметь в своей коллекции мировые шедевры, но, когда я слышу, что на каком-то аукционе за баснословные деньги была продана, скажем, картина Моне, то всегда недоумеваю. На мой взгляд, это непозволительная роскошь, потому что шедевры импрессионистов принадлежат миру и закрывать их от общества – это, по меньшей мере, неразумно. У людей должна быть возможность видеть это чудо».
Мнение банкира полностью разделяет депутат екатеринбургской думы, владелец сети магазинов «Купец» Олег Хабибуллин: «Я знаю многих, кто коллекционирует картины, но сам этим не занимаюсь. Считаю, что лучше посетить музей и там насладиться произведением, чем держать все это добро у себя дома. Думаю, что людей заставляет коллекционировать картины первобытный инстинкт собирательства. Моя любимая картина Иванова. На скале стоит дерево и в него бьет молния, раскалывая его. Там такая игра цвета необыкновенная. Смотришь прямо – абсолютно черное полотно, а под определенным углом света становится все видно. Я в ней нашел глубокий философский смысл».
По данным «Нового Региона», страстными поклонниками живописи являются еще многие и многие екатеринбургские VIP-ы. Так, картины собирают экс-глава администрации Свердловского губернатора Вениамин Голубицкий (он, кстати, является основателем Белой галереи), генеральный директор ЕАСК Павел Лукин, экс-гендиректор завода ОЦМ Николай Тимофеев. «У Тимофеева очень много картин. Он спонсирует одного художника Андрея Елецкого из Ревды. Взял его в так называемое художественное рабство», – сообщил «Новому Региону» один из екатеринбургских коллекционеров. Неплохая коллекция живописи осталась у родственников лидера «центровой» группировки, депутата гордумы Александра Вараксина, после того, как он ударился в бега, спасаясь от милицейского розыска. Интересные полотна есть у главы медиа-холдинга «4 канал» Игоря Мишина – он является большим поклонником творчества Никаса Сафронова и обладает несколькими его работами, председателя совета директоров «Северная Казна» Владимира Фролова и директора ЗАО «Уралсевергаз» Владимира Кузюшина. Также частными коллекциями могут похвастаться управляющий делами аппарата правительства Свердловской области Сергей Туруновский и бывший главный архитектор Екатеринбурга Геннадий Белянкин, который, однако, свои картины никому не показывает. Эксперты склонны объяснять «скрытность» Белянкина тем, что большинство экспонатов попали к нему не совсем легальным путем.
© 2005, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».