Три новоселья, два потопа и потерянная «Золотая маска» (ФОТО, ВИДЕО) Культурные итоги года «НР – Екатеринбург»
2014 год, объявленный Годом культуры по всей стране, культурным учреждениям Екатеринбурга принес как радостные поводы, так и скандалы. В этом году сразу три театра – ТЮЗ, «Коляда-театр» и Центр современной драматургии – отпраздновали новоселье. А вот «Волхонку» выбили из колеи два потопа и испорченный ремонт. В ЦСД выдавали по несколько премьер в месяц и один спектакль даже попал в номинанты «Золотой маски», но из-за скандала был снят. Уральские кинорежиссеры получили множество наград, а екатеринбургские актеры скоро будут на всех экранах страны. Подробные «культурные» итоги уходящего года – в обзоре «Нового Региона».
Потерянная «Золотая Маска» и сорванные гастроли «антироссийского» джаз-трио
2014 год был богат на крупные и мелкие скандалы в культурной сфере, причем происходили они все 12 месяцев. Начать с того, что 14 января со скандала начались гастроли «Коляда-театра», отправившегося в Москву. Художественного руководителя театра сняли с самолета, поскольку он был в состоянии опьянения, и бортпроводники опасались за его здоровье во время полета. Все удалось урегулировать мирным способом: на следующий день Николай Коляда все-таки улетел в Москву, где принародно извинился за то, что появился в публичном месте нетрезвым. Режиссер отметил, что очень боится летать, поэтому перед полетом немного выпил для храбрости. Скандал не отразился на гастролях театра: так горячо «Коляда-театр» в столице еще ни разу не принимали, все спектакли прошли с переаншлагами и под бурные овации.
Но самый громкий скандал разразился в конце уходящего года – и в его центре оказался Центр современной драматургии. Здесь еще в июне поставили документальный спектакль «Башлачев. Свердловск-Ленинград и назад». Самого Башлачева и стихов в постановке почти нет, его образ создается какими-то личными откровениями, ставшими достоянием общественности, выдержками и роком от современных екатеринбургских музыкантов. Пьесу для спектакля специально написали Ярослава Пулинович и Полина Бородина, использовав с разрешения автора цитаты из книги Льва Наумова. Спектакль благополучно шел полгода – ровно до тех пор, как его не выдвинули на несколько номинаций премии «Золотая Маска» – по сути, российский театральный Оскар. По всей видимости, узнав о постановке из списка номинантов и посмотрев отрывки с репетиций на YouTube, московский критик Марина Тимашева написала гневный пост в «Фэйсбуке»*. Критика – а впоследствии и Наумова, и родственников Башлачева – возмутило то, что в спектакле использованы упоминания поэта и его близких, ныне живущих людей. «Мы такими никогда не были. Уберите из спектакля все реальные имена, либо снимайте спектакль с репертуара», – потребовали родственники Башлачева от руководства ЦСД, даже не увидев спектакля полностью.
Спектакль Башлачев
В итоге в ЦСД согласились и временно удалили спектакль «Башлачев. Свердловск – Ленинград и назад» из репертуара, чтобы изменить его, убрав из канвы повествования все реальные имена героев. Название, скорее всего, также будет другим. Таким образом, принять участие в «Маске» постановка не сможет, потому что представители конкурса смотрели совсем другой спектакль.
Несмотря на скандал, критики высоко оценивают работу и продуктивность Центра современной драматургии, который обрел свою родную сцену в Екатеринбурге лишь весной. С тех пор работа здесь кипит круглосуточно, за неполный сезон ЦСД выпустил больше спектаклей, чем какой-либо другой театр города. Еще один культурный скандал разразился на почве ухудшившихся отношений между Россией и Западом. В сентябре стало известно, что Федеральное агентство по печати отказалось от первоначальных планов включить в российскую делегацию, которая отправится на ярмарку в Румынию, екатеринбургских музыкантов, потому что в ней исполнитель читает стихи под джазовый аккомпанемент.
«Это американская музыка. Может, русского композитора взять за основу?» – привели доводы организаторы поездки. В итоге Наум Блик и трио Дениса Галушко не смогли дать концерт на европейской ярмарке, гастроли не состоялись.
Из-за политической ситуации были отменены и некоторые концерты в Екатеринбурге. А именно – в октябре не состоялись концерты Андрея Макаревича и Дианы Арбениной. Причиной стала их позиция по украинскому вопросу. Впрочем, позднее концерт Арбениной все-таки состоялся. Правда, не в ККТ «Космос», а в «ТелеКлубе» и двумя месяцами позже.
Уральские музыканты о ситуации с Макаревичем
Новоселы года – «Коляда-театр», ТЮЗ и ЦСД
Пожалуй, самыми позитивными событиями 2014 года в театральном Екатеринбурге стали сразу три новоселья. Первое в марте отметила труппа «Коляда-театра»: артистам наконец-то дали просторное отремонтированное здание бывшего кинотеатра «Искра» с двумя залами, буфетом, просторными фойе и техническими помещениями. Официально ключи Николаю Коляде передали 28 марта.
Новоселье Коляда-театра
В свой дом труппа пошла крестным ходом, неся в руках портреты Коляды, самые памятные вещи и своеобразный гонг. Первой в театр на счастье пустили трехцветную кошку Машку. Затем актеры опробовали новую сцену, исполнив песню, чем растрогали Николая Коляду до слез. А первых гостей в новом здании встретили 21 апреля: самым преданным зрителям показали «Вишневый сад». Напомним, труппа театра ждала этого события 10 лет: до этого десятки актеров, костюмеры и монтировщики ютились сначала в подвале на проспекте Ленина, а затем в крохотной избушке на Тургенева. Кстати, переезд «Коляда-театра» стал поводом для еще одного новоселья: особнячок на Тургенева передали Центру современной драматургии, который до этого существовал как проект без собственной сцены.
И, наконец, под финал года новоселье отметил Театр юного зрителя – труппа въехала в свое старое, но полностью отремонтированное и достроенное, здание. Торжественную церемонию устроили 18 ноября – в исторический день рождения Екатеринбурга. На реконструкции ТЮЗ находился с сентября 2012 года, все это время артисты вынуждены были играть на других площадках города. За это время здесь поменяли буквально все – от пола до крыши, а также пристроили новое здание для малой сцены и многоуровневую парковку для зрителей. В залах поставили 650 кресел-трансформеров для детей и взрослых, входы оборудовали пандусами и поручнями для людей с ограниченными возможностями.
Дважды залитая «Волхонка»
В отличие от «Коляда-театра» и ТЮЗа, театру «Волхонка» в этом году капитально не повезло, причем дважды – все помещения театра два раза заливало водой из-за коммунальных аварий. Первый потоп произошел 24 июня.Из-за прорыва трубы на шестом этаже здания на ул. Малышева, 21/1, водой залило все этажи, вплоть до первого, где арендует помещения «Волхонка». В результате ЧП была парализована работа театра: вышла из строя практически вся аппаратура, обрушились натяжные потолки, пришел в негодность паркет, насквозь вымокли костюмы и кресла в зрительном зале.
Театр Волхонка – потоп
Руководство театра распустило труппу в неоплачиваемый отпуск и принялось искать временное помещение, которое в аренду на месяц согласился предоставить Дом актера. Своими силами и с привлечением спонсоров в «Волхонке» удалось сделать ремонт. При этом власти не помогли «Волхонке» ничем. 2 сентября труппа вернулась в свое старое помещение, где оставался запах сырости.
С возобновления работы не прошло даже месяца – 29 сентября театр вновь залило водой
Волхонка. Потоп-2
Причиной ЧП вновь стал прорыв трубы, на этот раз на четвертом этаже. Трубы в старом доме не прошли опрессовку перед подачей воды. Весь ремонт стоимостью 300 тысяч рублей был уничтожен. Помощи от властей, как и в первом случае, артисты не дождались.
Несмотря на все перипетии и ЧП, «Волхонка» не останавливала репетиционный процесс ни на один день. И 21 ноября в театре состоялась премьера спектакля про войну в Киеве, который поставил украинский режиссер. Сейчас «Волхонка» работает в обычном режиме, здесь идут новогодние утренники для детей и репертуарные спектакли для взрослых.
«Блуда и МУДО», опера на санскрите и спектакль про секс
Естественно, весь год театры выпускали один за другим новые постановки, многие из которых взбудоражили и критиков, и зрителей. Главной премьерой 2014 года в Екатеринбурге можно, пожалуй, считать оперу на санскрите «Сатьяграха», которой Театр оперы и балета открыл новый сезон в сентябре.
Спектакль получился невероятно красивым визуально. Декорации в виде древнего храма переходят в нарисованные, а затем – в видеопроекцию, но «швов» не заметно. Краски на сцене – очень яркие: песок, вода и пестрые сари – все это за секунды вырывает из повседневной серости. А музыка Филипа Гласса минималистична и спокойна, все пассажи повторяются и варьируются, при этом она вызывает исключительно светлые чувства.
Сатьяграха
В Театре драмы 2 октября выпустили первый в мире спектакль по роману Алексея Иванова «Блуда и МУДО». Специально для этого проекта Олег Багаев написал пьесу по мотивам романа – «Fake, или Невероятные приключения Бориса Моржова в провинции». Такое название и получил итоговый продукт. Сначала в театре прошла режиссерская лаборатория «Эпос-Драма-Театр». На суд зрителей и публики представили шесть сценических эскизов, поставленных по отрывкам из пьесы. Из шести режиссеров руководством театра был выбран один – честь ставить спектакль по Иванову выпала Алексею Логачеву. И только после нескольких месяцев работы, переписывания пьесы и репетиций состоялась мировая премьера. Сам Иванов высоко оценил спектакль, дав ему исключительно положительную характеристику.
Рекордсменом по количеству выпущенных за год спектаклей стал, как мы писали выше, ЦСД. Из интересного здесь можно отметить спектакль про асексуалов и свингеров – «Свингеры».
Свингеры
Показы идут в театре при полных аншлагах. Зрителей не шокируют откровенные сцены и разговоры. Также критики высоко оценили работу начинающего режиссера Рината Ташимова – спектакль «Пещерные мамы», и работу Александра Вахова – постановку «Ромул и Рем».
Уральское кино пробивается на мировой уровень
Сразу несколько знаковых событий произошло и в киноиндустрии. Во-первых, в апреле стало известно, что фильм Александра Велидинского «Географ глобус пропил», снятый по одноименному роману уральского писателя Алексея Иванова, завоевал пять наград Российской академии киноискусств «Ника», в том числе получил премию за лучший фильм 2013 года, лучшую режиссуру и лучшее исполнение ролей. В Екатеринбурге картина пользовалась бешеной популярностью, что большая редкость для современного отечественного кино.
Поводом для гордости стало то, что екатеринбургский режиссер Алексей Федорченко получил приз Римского кинофестиваля «Марк Аврелий будущего». Такую награду получают только те режиссеры, которые создают принципиально новое кино, создают новые жанры и делают задел на будущее. На том же фестивале состоялась премьера фильма Федорченко «Ангелы революции», в котором снялись многие екатеринбургские актеры. В российский прокат картина должна выйти в 2015 году.
Ангелы революции
Еще одна радостная «киноновость» года – фильм Андрея Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», единственной профессиональной актрисой в котором стала актриса Драмы и «Коляда-театра» Ирина Ермолова, получил «Серебряного льва» на Венецианском фестивале. Поэтому к всероссийской премьере фильма на федеральном канале театралы Екатеринбурга отнеслись с удвоенным вниманием. Но, надо сказать, что отзывы от российского зрителя – весьма неоднозначные.
Между тем, молодые режиссеры тоже пробиваются на высокий уровень. Режиссер Андрей Григорьев снял невероятно трогательный фильм про ветерана ВОВ Николая Васенина – «Васенин».
Васенин
Фильм от начала и до конца сделан на деньги, собранные методом краундфандинга. История потрясла весь мир, создание фильма поддержали Владимир Познер, Александр Гордон, Иван Ургант, Евгений Миронов и даже глава МИД России Сергей Лавров. Ветеран Николай Максимович Васенин благодаря собранным средствам побывал во Франции, на месте службы, где в его честь собираются назвать улицу. К сожалению, сам Николай Максимович фильм не успел посмотреть в готовом виде. В декабре, после своего 95-летия, ветеран умер в больнице. Но создатели картины обещали во что бы то ни стало доделать ее к Дню Победы, а также они намерены выпустить книгу про Васенина.
Еще одна молодая съемочная группа из Екатеринбурга снимает сейчас художественный фильм «Желтый клевер». Действие происходит одновременно в XX и XXI веке, в России и Болгарии. Фильм рассказывает о том, как может переродиться любовь спустя годы и расстояния. К слову, фильм также снимается на деньги создателей, спонсоров и друзей. Чтобы найти стартовый капитал на создание картины, режиссер и продюсер Людмила Томилова даже продала свой автомобиль, а артисты согласились работать почти даром.
Оживший Ван Гог и Эрмитаж на Урале
Из выставочных проектов екатеринбуржцам, вероятно, более других запомнится проект «Ван Гог. Ожившие полотна», который открылся на киностудии не так давно и проработает до февраля 2015 года. Это не статичная выставка, а настоящее действо, которое рассказывает о художнике и знакомит с его творчеством. Картины художника проектируются на огромные экраны, которые окружают со всех сторон – полотна меняются на полу, стенах, колоннах – создавая полнейший эффект погружения. Классическая музыка, подобранная под разные периоды жизни Ван Гога, дополняет происходящее настолько, что порой мурашки бегут по коже.
Ван Гог. Ожившие полотна
Проект «Городские здания» с похожим концептом пытались реализовать в Екатеринбурге в ноябре. При помощи специального оборудования на здание Управления МВД на Октябрьской площади попытались спроецировать увеличенные изображения известных картин русских художников. Но полной визуализации помешал яркий фонарь, из-за которого «Бурлаков на Волге» и «Утро в лесу» разглядеть на фасаде было сложно, да и выглядело происходящее дешево и неестественно, в отличие от «Ван Гога».
Однако у любителей изобразительного искусства скоро появится возможность наслаждаться подлинными работами великих мастеров. В этом году было подписано соглашение о намерении создать в столице Свердловской области культурно-познавательный центр «Эрмитаж-Урал». Начало работы филиала запланировано на 2016 год, когда Музей ИЗО будет отмечать свое 80-летие. В центре «Эрмитаж-Урал» будет проводиться по две выставки в год. Экспонаты будут доступны для посетителей по 4-5 месяцев, в перерывах, которые составят месяц-два, будет проводиться смена экспозиции. Из Санкт-Петербурга в Екатеринбург будут привозить как картины, так и иные предметы искусства.
Екатеринбург, Ольга Тарасова
* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.
© 2014, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».