Владимир Путин очертил округ проблем
Вчера вечером в Челябинске президент России Владимир Путин провел совещание по вопросам социально-экономического развития Уральского федерального округа (УФО). Три с половиной часа решали только одну проблему: можно или нельзя, нужно или не нужно строить железнодорожные ветки Тюмень–Юрай–Салехард и Полуночная–Обская в рамках транспортного коридора «Урал промышленный – Урал полярный», который соединит север с югом в отдельно взятом УФО. Подробности совещания – в материале специального корреспондента газеты «Коммерсант» Андрея Колесникова.
Владимир Путин прилетел в Челябинск с раскопок из Аркаима. Вступительное слово господина Путина было кратким. Развитие Уральского федерального округа оставляет желать лучшего.
– Между тем удвоение ВВП как государственную стратегию на ближайшие десять лет никто не отменял,– неожиданно вспомнил господин Путин про свою идею, которая несколько последних месяцев уже перестала, казалось, так будоражить его воображение.
С рабочим докладом выступил постпред президента в Уральском федеральном округе Петр Латышев. Очевидно, что ему не часто приходится выступать на виду у публики. Первые десять минут он страшно волновался и путался в самых простых и на первый взгляд понятных словах и истинах. Странный эффект: от этого волной сочувствия к Петру Латышеву заливало журналистское сердце. Смысл того, о чем он говорил, также вызывал сочувствие и даже сострадание, но уже ко всем без исключения жителям Уральского федерального округа. Дела нехороши: флагман индустрии Магнитогорский металлургический комбинат на грани закрытия.
– При стоимости производства одной тонны окатышей в 25 евро Магнитка приобретает сырье по 100 евро, да еще в Казахстане! При этом не идет речи ни о какой гарантированности поставок! – страдал Петр Латышев.
На «Уралмаше» в то же самое время идут массовые сокращения рабочих и служащих.
– Уралмаш мог бы поставлять экскаваторы для вскрышных...– мечтательно произнес господин Латышев.
Сейчас об этом, видимо, не может быть даже и речи. Господин постпред признался, что его округу просто повезло, когда господин Путин решил провести совещание по вопросам социально-экономического развития именно здесь. Других возможностей в срок удвоить ВВП, кроме оперативных решений прямо на этом совещании, он не видит (у остальных федеральных округов шансов удвоить ВВП, очевидно, нет и не будет).
В качестве выхода из тупика господин Латышев предложил рассмотреть предложения по созданию транспортного коридора «Урал промышленный – Урал полярный» и профинансировать его за счет, разумеется, федерального бюджета. На этот проект он по понятным причинам делает главную ставку.
Министр природных ресурсов России Юрий Трутнев с упоением говорил том, как богат природными ресурсами Уральский федеральный округ. Газ, нефть (68% российских запасов), марганцевые руды, бокситы, медь, цинк, золото и платиноиды... Юрий Трутнев подробно перечислял, сколько чего есть на территории округа. Мне в какой-то момент стало, ей-богу, просто даже завидно. Успокоился я только тогда, когда понял, что подавляющее число месторождений не разрабатываются, а на тех, что разрабатываются, инфраструктура либо обветшала, либо, наоборот, находится в зачаточном состоянии.
Президент ОАО РЖД Геннадий Фадеев для доклада вышел к карте. Он стоял с микрофоном в руке и откашливался, словно готовясь спеть песню. И она прозвучала.
– Я хочу для начала вкратце рассказать, как в целом чувствует себя транспортная система страны,– сказал господин Фадеев.– Все-таки шестой раз участвую в таких совещаниях за три года, а то бы так ни разу и не выступил.
Досадный пробел был ликвидирован в два счета. Геннадий Фадеев начал с Транссиба.
– Мы не спим! Заканчиваем новую ветку. Транссиб будет иметь очень мощный выход на Китай. Богданчиков (президент компании «Роснефть».– Ъ) подписал контракт на поставку 48 миллионов тонн нефти в Китай до 2010 года. Поставки начались, он идет в графике. Сейчас есть возможность перевозить с нашей помощью 10 миллионов тонн в год. Когда мы сдадим это направление под ключ, сможем возить до 30 миллионов тонн в год.
– Сколько-сколько? – переспросил господин Путин.
Первый раз за этот длинный день он чему-то удивился.
– Двухпутная дорога, всего 70 миллионов тонн...– уточнил господин Фадеев.– Слова, решения, дела... Только так у нас...
Он очень увлекся. Его указка скользила по всем регионам, кроме УФО, но неминуемо к нему приближалась.
– Так, через Уральский округ я перешагну,– пробормотал господин Фадеев.– В Новороссийске мы планируем...
Время от времени господина Фадеева становилось плохо слышно, так как он, увлекшись, забывал, что у него в руке есть микрофон.
– А я бы на его месте пошел к хорошему парикмахеру, сделал бобрик и выглядел бы на десять лет моложе,– задумчиво сказал сидящий рядом со мной первый замгубернатора Челябинской области Андрей Косилов.
Но на самом деле господин Фадеев был, кажется, моложе всех в этой компании.
– Нам не избежать выхода на Ямал,– вспомнил ни с того ни с сего господин Фадеев и про УФО.– Линия с Москвы уже подошла к нему.
В конце своего масштабного выступления, которое продолжалось не меньше получаса, Геннадий Фадеев обратился напрямую ко всем губернаторам страны:
– Ставить вопросы все горазды. А что ты лично сделал для жизни?
Не дождавшись ответа от опешивших губернаторов, Геннадий Фадеев сошел со сцены. Все амбиции, которые он давил в себе последние три года, были, похоже, удовлетворены.
Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Юрий Неелов говорил прежде всего о железнодорожной ветке Салехард–Ямал:
– Эта ветка позволит перевозить 20 миллионов тонн конденсата нефти. Министры сказали, что проект нужен и реален.
Прежде всего он нужен, конечно, господину Неелову. Ведь все выступавшие имели в виду (и максимально деликатно и не спеша подводили к этой мысли президента страны), что железнодорожный проект профинансируется из федерального бюджета.
Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Александр Филипенко поделился своим главным соображением:
– Наш округ, где живет 1% населения страны, дает России продукции на 1 триллион рублей. Ну о чем еще можно мечтать? И еще растем на 10-10,5% ежегодно!
Губернатор Свердловской области Эдуард Россель с гордостью рассказал, как удачно спасает областную промышленность от деятельности некоторых бизнесменов.
– У этого горе-экономиста Бендукидзе (Каха Бендукидзе – министр экономики Грузии.– Ъ) взяли завод в ужасном состоянии. Теперь к 2006 году сделаем там хороший вагон – и будем выпускать! (Имелся в виду Тбилисский электровозостроительный завод, приобретенный в этом году екатеринбургской компанией «Дема».– Ъ.)
Кроме того, господин Россель предложил также в воспитательных целях отобрать у китайцев контрольные пакеты в некоторых российских предприятиях.
Губернатор Курганской области Олег Богомолов говорил о проблемах, с которыми сталкивается человек, который едет из Владивостока до Москвы:
– Он садится во Владивостоке, а уже в Петропавловске (казахском.– Ъ) ему говорят: «Твои документы!» (Эта инициатива исходит от казахстанских пограничников. По территории Казахстана проходит некоторая часть железной дороги.– А. К.)
– Еще не говорят,– вдруг встрепенулся господин Путин.
– Но уже надо поднять ночью человека и проверить у него документы! – настаивал губернатор Курганской области.– В общем, это решать надо, а дорога Владивосток–Москва – это дорога прошлого,– окончательно расстроился господин Богомолов.
– Надо быть предельно осторожными. Мы думали, что БАМ, например, привлечет инвесторов,– заявил заместитель министра экономического развития и торговли Андрей Шаронов. – Но этого не произошло. То же самое мы видим и сейчас на новых магистралях. Виктор Рашников (председатель совета директоров Магнитогорского металлургического комбината.– Ъ), например, ждет, пока к нему проложат ветку длиной в
С этим согласились все без исключения присутствующие и разошлись – кажется, с большим облегчением.
© 2005, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».