За колбочками с наркотиком наблюдал весь заводской персонал, – Госнаркоконтроль раскрыл подробности работы уральской подпольной лаборатории по производству амфетамина
Задержание в Ирбите заместителя директора ирбитского фармзавода, подозреваемого в производстве наркотиков в особо крупном размере, стало одним из самых громких скандалов уходящего 2005 года.
О подробностях операции, а также участии уральских химиков в изготовлении афетамина для столичной молодежи, рассказывает сегодня газета «Труд». «Новый регион» приводит текст статьи полностью.
Эту операцию Федеральная служба по наркоконтролю (ФСКН) начала более полугода назад. Выяснилось, что изъятые в нескольких московских ночных клубах синтетические наркотики имеют не импортное происхождение, как обычно, а отечественное. Амфетамин, метамфетамин и экстази производили в полупромышленных объемах «во глубине Уральских гор», на химико-фармацевтическом заводе в городе Ирбите Свердловской области – на заводских площадях, из заводского сырья, на заводском оборудовании.
Руководителя подпольной лаборатории Евгения Цымбала, а официально – зам. директора завода по развитию, задержали в единственной местной гостинице «Ница» (названа не в честь знаменитого южнофранцузского курорта, а по имени местной реки). В тот день за 70 тысяч рублей Цымбал продал полкилограмма сильнодействующего стимулятора амфетамина наркополицейскому, исполнявшему роль наркокурьера из Москвы. Представитель областного управления ФСКН Елена Исаева рассказала «Труду»: «За Цымбалом мы наблюдали давно. Проверочная закупка подозрения подтвердила и дала исчерпывающие доказательства вины задержанного. Возбуждено уголовное дело.
Цымбал, будучи химиком по образованию, без особого труда собрал установку для производства амфетамина, поскольку, как он пояснил наркополицейским, «метод синтеза особой сложности не представляет». Химик долгие годы руководил экспериментальной лабораторией завода, именно в ней, старинном, красного кирпича здании полуторавекового возраста, сохранившемся еще со времен знаменитой Ирбитской ярмарки, он и обустроил подпольное производство. Производительность установки позволяла получать 5 кг амфетамина в неделю, часть «продукта» таблетировали. При обыске на заводе изъято 34 килограмма готового «продукта» и тысяча таблеток экстази.
Сырье и оборудование использовалось заводское, заводской же персонал наблюдал за процессом – Цымбал приплачивал лаборанткам. Его сообщницы признались, что следили за колбами, где булькал наркотик, от безденежья (средняя зарплата в Ирбите – 4 тысячи рублей, зарплата лаборантки в два раза меньше). Они в голос уверяли следователей, что о назначении конечного продукта не имели ни малейшего представления, думали якобы, что Цымбал научной работой занимается…
Следствие имеет ряд вопросов и к владельцу завода, известному на Урале бизнесмену Павлу Федулеву. Нелегальные производства на его предприятиях обнаруживали и раньше. Пять лет назад Федулев контролировал гидролизные заводы в Свердловской области и, как утверждали его соратники, сколотил основной капитал на нелегальном производстве спирта. Попав под следствие по обвинению в мошенничестве с акциями Качканарского ГОКа, Федулев гидролизных заводов лишился. Полтора года назад Савеловский суд Москвы приговорил его к трем годам лишения свободы, но он сразу же попал под амнистию. Одним из новых приобретений бизнесмена стал Ирбитский фармацевтический завод, производящий самые распространенные недорогие лекарства – папаверин, аспирин и прочие. Ради «оптимизации налоговых отчислений» Федулев пытался перерегистрировать завод в Калмыкии, офшорной зоне, однако по протесту прокурора регистрацию отменили. Сейчас предприятие переживает очередную реорганизацию: заводоуправление превращается в «кадровый центр» под «крышей» Всероссийского общества инвалидов, что позволит «оптимизировать» отчисления в фонд социального страхования…
Ирбитчан подпольная лаборатория, штампующая таблетки для московской золотой молодежи, ничуть не взволновала. По информации ФСКН, в Москве на «черном рынке» в розницу один грамм амфетамина стоит 1000 рублей – большие для Ирбита деньги. «Это не наша проблема, покупателей этой дряни у нас в городе нет», – объяснила нам одна ирбитчанка. Цымбала, всю жизнь проработавшего на фармзаводе, горожане не осуждают, лаборанток жалеют: «Они же заработать хотели, а, кроме как на фармзаводе, химику у нас работы не найти».
Так называемые «малые амфетаминовые заводики» на территории России обнаруживаются все чаще. Например, год назад пресечена деятельность лаборатории по производству амфетамина, организованной студентами химфака МГУ по месту учебы. Руководил «кружком юного химика» выпускник, закончивший факультет с отличием…
© 2006, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».