AMP18+

Екатеринбург

/

Как нам реорганизовать Рабкрин / Рабкрин

/

Максим Боровик: Все работы хороши, выбирай на вкус! Колонка читателей «Нового Региона»

Так получилось, что второй текст я начинаю словами Маяковского. И не сказать, что так уж люблю или хорошо знаю его творчество. Сами собой всплывают всем известные строки, когда начинаешь суммировать наблюдения за происходящим вокруг.

Думаю, ни для кого не секрет, что рынок труда в России крайне неравномерен, да, пожалуй, и не развит, по крайней мере, настолько, чтобы адекватно отвечать на меняющиеся запросы государства, экономики и общества. Неудивительно, за последние двадцать лет страна так часто, резко и быстро менялась, а вслед за ней, существенно запаздывая, менялись и представления о востребованности тех или иных кадров. В результате все смешалось. Сейчас, просматривая новости с очередного визита, совещания, обсуждения и пр. невольно акцентируешь внимание на отмечаемых во многих сферах проблемах с нехваткой кадров, низкой производительностью труда и т.д.

Бесспорно, можно найти и назначить «виновных», но проблема эта настолько многогранна (например, неразвитая внутренняя трудовая миграция, практически отсутствующее средне-специальное и неэффективное высшее образования и пр.), что только подсчет и выстраивание иерархии объективных и субъективных причин и следствий потребует немалого времени.

Мне бы хотелось обратить внимание на один из факторов – представления о «престижности».

Моя сестра работает продавцом в магазине тканей. Лет, наверное, уже десять. Насколько я понимаю, делать она это умеет и, самое главное, ей это нравится. Недавно получила профильное высшее образование – инженер швейного производства. У нее, скорее, математический склад ума, поэтому к продаже ткани конкретному человеку она походит как к задаче, где учитываются все исходные данные. Престижно ли ее занятие с точки зрения общества? Скорее, нет. Востребована ли она как специалист? Скорее да, иначе зачем еще постоянные покупатели звонят ей и спрашивают: «Она ли за прилавком?». Хотя, чего уж говорить о посторонних, если даже мама периодически поднимает вопрос о том, что вроде как пора бы сменить работу. Причем явной причиной всегда указывается материальная сторона, но подтекстом идет: «Дочь, ты же уже взрослая. У тебя высшее образование. Пора сменить работу на более статусную и престижную». Ну, с мамой-то как раз понятно, в людях постарше еще сильно то, советское, немного брезгливо-заискивающее отношение к работникам торговли. А как быть с остальными? И не наша ли общая вина в том, что та же сфера услуг в России столь некомфортна к потребителю. Думаю, каждый из нас назовет «непрестижные» занятия, или попросту говоря «работы». Уверен, во многих «списках» будут официанты, продавцы и пр. В результате почти вся сфера услуг воспринимается ее работниками как временное пристанище, некий «низкий старт». Как это состояние ни назови, оно определенно не предполагает высокой квалификации, осознанного профессионального роста, производительности труда и внимания к потребителю.

Так что же в итоге определяет «престиж» выбранного занятия? С одной стороны, большинство мнений сходятся в одном, престижность напрямую зависит от уровня материального вознаграждения работника. С другой же, все ясно понимают, что материальное неравенство вряд ли когда-нибудь куда-нибудь денется. Получается, общество, государство, каждый конкретный работодатель и каждый работник должны сообща сформировать другие, зачастую принципиально новые векторы «престижа». Сообща предстоит сформировать профессиональные этику и эстетику, и даже мифологию. Тогда, возможно, не будет столь остро стоять вопросы: кому делать танки, а кому воспитывать и учить детей?? С чего начать? Да хотя бы с того, что начать здороваться с теми, кого мы обычно не замечаем вокруг – дворники и уборщицы, продавцы и кондуктора. Допускаю, что я не по годам наивен, но неким венцом этого «похода за Граалем» должно стать уважение и самоуважение любого рода трудовой деятельности, причем планку роста определяем только мы сами. В конце концов, в той же пресловутой Америке в каждой казарме висят три портрета: министра обороны, главкома рода войск и сержанта рода войск.

© 2012, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Рабкрин, Урал, Общество, Россия,