AMP18+

Екатеринбург

/

Как нам реорганизовать Рабкрин / Рабкрин

/

Manufactured Outrage по-русски – волнительная жизнь в «дутых» проблемах Авторская колонка корреспондента «НР» Екатерины Норсеевой

image

В английском языке, который считается куда более скудным, чем русский, есть отличное выражение «Manufactured Outrage». Означает оно примерно следующее: «искусственное создание тем для возмущения народа, чтобы власть занималась в это время своими делами». Примечательно, что краткого аналога этого выражения в великом и могучем нет. А это само по себе странно, потому что само-то явление в России есть. При этом примеров ему не два и не три, а целая масса.

Особенно показательным стал прошлый год, когда едва ли не каждый месяц народонаселение огромного государства в едином порыве возмущалось то идиотским законодательным инициативам, то несправедливым решениям судов, то далеким внешнеполитическим конфликтам на Ближнем Востоке. Короче, общество возмущалось и сотрясало кулаками по тем поводам, которые, в общем-то, большинства из нас ни прямо, ни даже косвенно особо не касаются. А под шумок, понятное дело, в России происходило много интересного: принятие вредительских законов, вынесение еще более несправедливых судебных решений, противоречащих здравому смыслу, а то и разворачивание внутренних конфликтов.

Примечательно, что любой мало-мальски думающий человек прекрасно знает об этом способе отвлечения внимания, когда малозначащая новость преподносится широкой аудитории как архиважная. Ярчайший пример – история с Pussy Riot и Храмом Христа Спасителя. Громкое дело отвлекло внимание от другой «уголовки» – дела о массовых беспорядках на Болотной; от драконовского закона о митингах и закона об «иностранных агентах»; в конце концов, от проблемы лесных пожаров в Сибири в 2012 году. А ведь, пожалуй, жителей России, которые бы не высказались по поводу Pussy Riot – с экрана ТВ ли, на форуме в Интернете ли, или просто у себя на кухне за тарелочкой борща, найдется крайне мало. Это притом, что большинство граждан занимали ультракрайние позиции – критиковали панк-молебен в храме так же горячо, как и оправдывали участниц группы. Хотя первые вовсе не были истовыми верующими, которых происшествие в храме могло действительно сильно задеть, а вторые не так уж и сильно поддерживали оппозицию.

Другой пример – введение возрастных цензов на телевидении. К концу августа, когда общество вспомнило про то, что с 1 сентября вступает в силу закон о защите детей от вредной информации, вдруг поднялась тема вокруг советских мультфильмов. Блогеры, переживающие за судьбу мультфильмов «Ну, погоди!» и «Крокодил Гена и Чебурашка», подняли шум – привычных персонажей вырежут или запретят смотреть эти мультики детям, беспредел! Выросшие на советской классике (а это далеко не одно поколение), подхватили волну возмущения и гнали ее целый месяц, хотя, наверно, понимали, что еще не поздно, например, купить коллекцию мультфильмов на DVD, и если уж государство перестанет транслировать их по центральным каналам, то можно преспокойно посмотреть их дома. Но буря не утихала – каждый, как мог, упражнялся в злословии в адрес дураков-депутатов, которые приняли никому не нужный закон. А в это время в спокойной обстановке в очередной раз повысились тарифы на услуги ЖКХ, ради компенсации потерь монополистов, выросли цены на бензин, вступило в силу постановление правительства, которое разрешило «стучать» на соседей, а на Среднем Урале массово голодали заводчане.

Как только народоноселение «отпустила» тема защиты советского мультипликационного наследия, тут же всплыл майянский «конец света», который будоражил умы даже самых здравых граждан, буквально перекрывая всю остальную повестку. Да что там конец света – а закон «Димы Яковлева»? А введение обязательной школьной формы? А постоянно генерирующий бредовые идеи парламент Санкт-Петербурга и отдельно взятый депутат Милонов? А ЛДПРовцы, предложившие узаконить человеческие жертвоприношения? Всего не перечислить.

Но вот в чем штука: те же самые мало-мальски думающие люди, а таких в России не так мало, как кажется, вполне способны сопоставить факты и понять, какие именно события проходят мимо них, пока они ведут ожесточенные интернет-бои на отвлеченные темы. Но почему-то бессмысленных дискуссий меньше не становится, и сфабрикованное возмущение вырастает именно тогда, когда этого и требуется. Впору и для русскоязычного населения придумать свой аналог «Manufactured Outrage». И можно уже начинать анализировать год 2013-ый, с новой призмой.

© 2013, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Рабкрин, Москва, Урал, Центр России, Авторская колонка, Общество, Политика, Россия, Скандалы и происшествия,