AMP18+

Екатеринбург

/

Как нам реорганизовать Рабкрин / Рабкрин

/

Эхо стокгольмских бунтов: возможна ли в России «война пригородов»? Авторская колонка корреспондента «НР» Екатерины Норсеевой

Главной темой для обсуждения на прошлой неделе в российских СМИ и в Рунете стали события в Стокгольме, где неделю шел бунт иммигрантов. При этом беспорядки, устроенные преимущественно вторым поколением «новых граждан» Швеции, заставили задуматься многих, кто следит за новостями в стране и мире, о том, возможен ли стокгольмский вариант «войны предместий» в России?

В первые же дни погромов в Швеции среди наших соотечественников нашлась целая масса людей, которые воскликнули: «Ага! Видели? Видели? Вот и у нас скоро такое будет!». Основано такое мнение, в основном, на бытовом недовольстве жителей России государственной миграционной политикой. Но если попробовать копнуть глубже, то в нашей стране ситуация не близка той, которая и спровоцировала бесчинства переселенцев из Азии и Африки в Швеции.

Во-первых, мигрантов, а тем более – иммигрантов, в России пока не так много, как в благополучных странах Скандинавии. Туда, в мир победившего социализма, стремятся куда больше переселенцев, чем в стабильную, но не очень щедрую Россию. Если в той же «горящей» сегодня Швеции уже 15% всех граждан – это те, кто родились за ее пределами, то в России показатель пока не так высок. Например, в Свердловской области, в настоящее время статус временно проживающих имеют 16 тысяч человек, в основном, выходцев из Средней Азии. Еще восемь тысяч – имеют вид на жительство, и в скором времени большинство из них смогут получить гражданство. Всего же в регионе проживают около 4,5 миллионов человек, а значит, цифра в 15-25 тысяч «новых граждан РФ» – не так внушительна.

Те, кто проецируют стокгольмские события на Россию, отмечают, что статистика прироста переселенцев год от года говорит в пользу паники. И здесь, наверно, их опасения нельзя назвать совсем необоснованными. Так, по данным местного управления ФМС, число тех, кто собирается получить российское гражданство, год от года увеличивается. Скажем, в 2012 году на него претендовало в два раза меньше иммигрировавших на Урал.

Однако, в отличие от стран Скандинавии, в России не то, что с иммигрантами, но даже и с коренными жителями особо не «миндальничают». Те же социальные гарантии в виде бесплатной медицины, образования, социального жилья или пособий по безработице для большинства граждан – что-то уже давно ставшее сказкой. В Швеции же картина прямо противоположная: местные власти, возможно, изначально совершили ошибку, предлагая мягкие условия и все социальные блага для переселенцев. Если упростить, то туда граждане из стран Азии и Африки тянулись потому, что дома – война и голод, а не потому, что дома – безработица. В странах победившего социализма переселенцы могли не работать, а жить на пособия, которые, в конце концов, показались им слишком скудными по сравнению с уровнем дохода местного населения. Именно социальное неравенство привело к бунтам в предместьях Стокгольма, а вовсе не разность в вероисповеданиях, которая, впрочем, послужила лишь благодатной почвой для наращивания конфликта. В Россию же за пособием по безработице поедет, наверное, только умалишенный. Это, пожалуй, второй фактор разницы.

Тем не менее, примеры «качания прав» со стороны нацменьшинств уже есть. Только касаются они не социального неравенства, а вероисповеданий. Пока власти пытаются сделать общество толерантнее с помощью «сеансов гипноза» по центральным телеканалам, мракобесы все больше накаляют обстановку. Ближайший пример – история с выступлением мусульман против иллюстраций к «Мойдодыру». Портал Islam.ru нашел в картинке с крокодилом глумление над священным Кораном. Для мало-мальски здравомыслящего человека ситуация кажется смехотворной – скандал явно высосан из пальца. Но хоть пример такого очевидного «мракобесия» и вызвал массу сатирических высказываний со стороны блогеров, включая напоминания о том, что крокодил Чуковского был турком, опасна ситуация тем, что уж очень похожа на предрождественский скандал в Западной Европе. Тогда католикам Дании и Бельгии буквально запретили устанавливать елки в городах в сочельник, дабы не оскорблять чувства мусульманского населения. По последним сообщениям шведских СМИ, такая же ситуация была и в Стокгольме и его пригородах, правда, там речь шла об установке рождественских елок в школах. Налицо культурная диктатура в ущерб местным традициям. «Откусив палец, ушлые ребята на этом не остановятся, и остановить их не будет уже никакой, ни малейшей возможности», – предостерегает от «прогиба» ради мультикультурализма в России блогер putnik1.

Пожалуй, закончить нужно тем, что итогом российских обсуждений о шведских погромах стал вопрос о границах разумной толерантности. Отечественные наблюдатели заявляют: политика мультикультурализма в Европе потерпела фиаско, а этнические шведы уже готовы «взяться за вилы», так что не исключено появление новых брейвиков и разрастание конфронтации.

Возможен ли сегодня в России подобный сценарий? Прямо сейчас – нет, несмотря на растущее недовольство миграционной политикой в обществе. Но в будущем уберечь от «войны предместий» страну сможет только взвешенная и осторожная политическая позиция в вопросах миграции и национальной самоидентификации, а не упрощение получения гражданства (о необходимости этого президент Владимир Путин заявил на недавней встрече с главой ФМС России Константином Ромодановским) главой и огульное потакание чужим традициям. Европа в очередной раз дала всему миру ценную возможность поучиться на чужих ошибках, главное теперь – не забыть этот урок.

Екатеринбург, Екатерина Норсеева

© 2013, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Рабкрин, Урал, Авторская колонка, В мире, Общество, Политика, Россия, Скандалы и происшествия,