AMP18+

Екатеринбург

/

Как нам реорганизовать Рабкрин / Рабкрин

/

«Географ глобус пропил», но рассказал, как быть счастливым всегда Коллективная авторская колонка «Нового Региона»

В Екатеринбурге, как и по всей России, вчера состоялась долгожданная премьера фильма Александра Велединского по мотивам романа пермского писателя Алексея Иванова «Географ глобус пропил». Фильм уже получил гран-при на «Кинотавре» и множество наград на других фестивалях, но больше всего показа ждали на Урале. Два корреспондента «Нового Региона» побывали на премьерном показе и готовы поделиться своими впечатлениями, а их – много.

Ольга Тарасова

Неправильные люди в неправильном месте – «Географ» говорит о настоящей жизни в реальном городе

Первое, что пришло мне на ум еще в зале – не стоило читать роман накануне. Признаться, прочитать я успела чуть больше половины, и именно до этого момента в фильме никак не могла расслабиться, сопоставляя образы, которые родились в голове, и образы, которые создали режиссер и актеры. Если в романе Иванова Служкин – этакий философ с жизненной мудростью, который своими шутками защищается от агрессивной среды, то в фильме Хабенский сыграл вечно пьяного шута, который паясничает из-за алкоголя, и только в редкие моменты трезвости что-то делает всерьез. Если в книге жена географа не вызывает особого сочувствия, поскольку без повода орет на всех, и даже 4-летняя дочь ее называет Надя, а не мама, то в фильме эту Надю жалко – она типичная замученная жизнью женщина, которая вынуждена существовать на 20 квадратных метрах вместе с мужем-алкоголиком и считать копейки. Несмотря на это, фильм Александра Велединского более позитивный и жизнеутверждающий, чем первоисточник. Не знаю, как уж так получилось, но после просмотра понимаешь, что быть счастливым и любить можно вопреки и несмотря – несмотря на вечную серость уральской погоды, несмотря на вечную нищету, несмотря на вечно злых людей и вообще – несмотря.

В целом же в картине показаны неправильные люди в неправильном месте и в неправильное время. Все тут перевернулось вверх дном: учитель географии пьет и курит прямо в кабинете, разрешает своей жене любить лучшего друга, лупит школьников и влюбляется в 10-классницу. Сами ученики никого не слушают, вечно шумят, галдят и мочатся на тряпку для мела. Женщины – сплошь развратные и истеричные. Единственный правильный по моральным понятиям человек в «Географе» – это завуч Роза Борисовна: она знает, как всем жить и что делать, единственная не пьет и не курит и вообще «типичная училка». Но она единственная не вызывает никаких эмоций, кроме раздражения. Такие педагоги есть в каждой школе: они за всю свою жизнь не выходят за рамки школьных методичек, кроме своего предмета ничего не знают, по вечерам смотрят бразильские сериалы, но мнят себя центром мира. При этом, приходя с классом в театр, именно они во время спектакля будут на весь зал шуршать фантиками от конфет и шипеть на детей. Тем эпичнее на фоне всего этого выглядит тот факт, что деньги на фильм «Географ глобус пропил» выделялись как на социальный проект ко Дню учителя.

Неправильное место – школа – в фильме показана как тюрьма. Большинство в нее приходит, чтобы «отбыть срок» на уроке и поскорее вырваться на свободу. Как на каторгу сюда идет Служкин-Хабенский, Кира и, естественно, ученики. Им в принципе «по барабану» кто сейчас стоит у доски и что вещает. Куда лучше порезаться в карты под партой. Но это типичная провинциальная школа – не элитная гимназия, не образцово-показательный лицей, и дети в ней типичные. Признаться, было дело, и мы с одноклассниками, сидя на задней парте, играли в дурака под крышкой стола. Географ единственный, кто смог привлечь хоть какое-то внимание школьников – и то не к предмету, а к собственной персоне. Он с ними разговаривает их же уличным языком, может пнуть, а может и в карты на спор сыграть. Этот образ Служкина-учителя тоже собирателен. У нас, например, «Служкиным» был преподаватель информатики. Вместо изучения азов пользования ПК, мы смотрели модную тогда Масяню, играли в видеоигры на деньги и спорили, только он проспорил не поход, а ящик пива. Да и Градусовы были в каждом классе. Кстати, пермский 17-летний мальчик Андрей Прытков, сыгравший Градусова, едва ли не затмил всех профессиональных актеров в «Глобусе».

Отдельным персонажем в фильме «Географ глобус пропил» выступает Пермь и прикамская природа. В романе особенности прописаны детально, с большой любовью. И многие желающие пойти на фильм опасаются, что оператор и режиссер увидят все по-другому: ну, Пермь, ну, Кама, и что? Можете не опасаться. Вслед за Ивановым оператор показал Урал суровым, холодным, но красивым мужчиной, а Пермь в фильме не в парадно-выходном платье, а в домашнем халате. Горы, реки, серое нависающее небо, холодное солнце – «Вечный взрыв» пишет Маша на фотографии, подаренной Служкину. «Просто вода» – отвечает он ей другим снимком с Камы. Но для него это не просто вода. Как и для Иванова, для Служкина Кама и стоящий на ней город – это что-то родное, это центр континента, энергетический центр. И это очень хорошо чувствуется в картине. Закоулки Перми, обшарпанные дома, ржавые корабли в затоне – это все создает какую-то особую атмосферу. «Настоящести» и реальности – того, что сегодня редко можно увидеть на экране.

На «Географ глобус пропил» сходить однозначно стоит, это, пожалуй, один из лучших российских не арт-хаусных фильмов за последние годы – то, что принято называть «качественный мейнстрим». Хотя можно и не идти в кинотеатр, мне бы, пожалуй, уютнее было смотреть «Географа» дома, под пледом, чем-то он напоминает старый советский фильм.

Валентина Ярославцева

Пропил глобус, но остался человеком

Смею предположить, «Географ» может стать одним из лучших российских фильмов этого года. Конечно, картина уже получила признание на различных кинофестивалях, но об ее успехе все-таки можно судить только по живым откликам из зрительского зала. А их во время премьерного показа в Екатеринбурге было предостаточно – зрители смеялись, охали, качали головами, а на выходе делились друг с другом нахлынувшими школьными воспоминаниями «А вот у нас директриса была похожа на Угрозу…», «А мы тоже свою класснуху доводили до белого каления…», «Ну и дети пошли сейчас…» – это уже комментарий от старшего поколения.

Режиссеру Александру Веледенскому удалось снять смешной, трогательный и очень грустный фильм одновременно. А актерская работа Константина Хабенского действительно выше всяких похвал – вот таким мне и виделся при прочтении книги учитель, раздолбай и почти что святой человек Виктор Служкин. Этого персонажа вряд ли можно считать героем нашего времени. Быть спивающимся неудачником, от которого жена уходит к лучшему другу, в современном обществе не модно. Тем удивительнее, что именно чудаковатый географ Служкин и его задиристые ученики кажутся единственными нормальными людьми в провинциальном городе. Наверное, потому что не разучились еще любить по-настоящему и совершать поступки. Но от того и становится грустно за них. Вот Служкин – честный и порядочный человек, а счастья найти не может, хотя и отчаянно старается. А ребята – только обрели настоящего друга в лице географа, но у школьного педсовета волосы дыбом от «педагогических методов» Служкина, и его предсказуемо увольняют. Если задуматься, то история в фильме, равно как и в книге, подводит к одной простой мысли – надо жить и постараться быть счастливым, а если самому не получается, то не мешать другим. А уж как воспринимать эту философию – с надеждой или с пессимизмом – каждый решает по-своему.

Кстати, сам Алексей Иванов признался, что экранизация «Географа» ему очень понравилась. Писатель накануне вечером вместе с екатеринбургскими зрителями посмотрел фильм, после чего немного пообщался с поклонниками. Только что посмотревшим картину было интересно услышать авторскую интерпретацию, и Алексей Иванов щедро описал своего персонажа. «Служкин – идеальный человек. Идеальный не в том смысле, что супермен, а живет он по идеалам. Он честный, но не ставит свою порядочность выше всех. А те, кто считает его «тряпкой» и алкоголиком, судит слишком поверхностно. Да, Служкин пьет очень много, но ведь напивается он только перед тем, как собирается совершить какую-нибудь мелкую бытовую подлость. И в результате – не совершает. То есть он отвечает свинством на гадость. Называть его неудачником тоже не совсем правильно. Служкин живет в таких обстоятельствах, когда не может совершить поступок. Ну что он, должен избить друга из-за жены? Ему хочется быть святым. В каком-то смысле Служкина можно назвать князем Мышкиным 21 века».

Поделился Алексей Иванов и некоторыми любопытными фактами о съемках. Например, в картине показана школа, где учился писатель, и район Перми, где он жил в юности. А роль заносчивого хулигана Градусова досталась обычному пермскому школьнику Андрею Прыткову. «Он пришел на кастинг буквально с улицы, и прошел через настоящее сито – на роль пробовались тысячи подростков. И в результате режиссер взял его. Хотя по внешности он совсем не похож на книжного Градусова, но в фильме он попал в самую точку. Вот я бы, например, его не взял и совершил бы большую ошибку. Поэтому я не вмешивался в процесс съемок. Хотя и одобрил кандидатуру Константина Хабенского на главную роль, очень просил, чтобы мое мнение не было решающим», – с улыбкой рассказал Алексей Иванов.

Конечно, при экранизации неизбежно потерялись некоторые сюжетные линии книги. Чего только стоят рассказ о школьном детстве Служкина и уморительная история Будкина в пионерлагере. Хотя если кто-то не еще не успел прочитать роман (который уже лет десять успешно расходится в книжных магазинах), расстраиваться не стоит. Общее очарование произведения в фильме бережно сохранено. Попробуйте после просмотра выкинуть из головы назойливый мотив песенки, которую буйные ученики сочинили про любимого географа: «Его же посадят, его же посадят за мертвых детей» – лично у меня не получилось.

Географ глобус пропил. Русский трейлер

Екатеринбург, Ольга Тарасова, Валентина Ярославцева

© 2013, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Видео, Рабкрин, Урал, Авторская колонка, Видеорепортаж, Культура, Общество, Россия,