«Трудно быть богом» по-уральски: прогрессор, ловелас и мэр великого города Ройзман Колонка читателей «Нового Региона»
Прошедшая на прошлой неделе в Риме мировая премьера последнего фильма Алексея Германа «Трудно быть богом» заставила многих как минимум вспомнить о книге, как максимум – перечитать ее. Результатом одного из таких перечитываний-размышлений стала колонка одного из читателей «Нового Региона» Александра Сергеева. Текст поступил в редакцию накануне. Изучив материал, «Новый Регион» счел небесполезным познакомить с ним других наших читателей.
Благородный дон большого ума, Прогрессор, ловелас и мэр великого города
Бывают странные сближенья... Чем больше я думаю о нынешнем мэре Екатеринбурга, поэте, защитнике обездоленных и борце за справедливость, тем сильнее верю, что «классики все знали» и уже описали суть и одиссею этого славного человека. В великой книжке «Трудно быть богом». Вывели его, задолго до него, в образе дона Руматы, героя, на которого с тех пор мечтал быть похожим каждый советский интеллигент. Потому что ужасно приятно осознавать себя прогрессором, посланцем светлого завтра в замызганном вчера. Многим удавалось достичь этого ощущения, они становились прогрессорами в собственных глазах, другие шли дальше и были прогрессорами даже в глазах окружающих, приятных людей своего круга. Нет прекраснее иллюзии, чем иллюзия собственного непонятого величия...
А совсем редкие, штучные, незаменимые люди живут так, словно это не они пытались подражать Румате, а братья Стругацкие с них срисовывали образ. Прямо начиная с высокого роста и романтического внешнего вида.
Что мы знаем о Румате? Да, собственно, все. Этот персонаж прожил всю жизнь, не занимаясь ничем, кроме пафосного обмана окружающих и самого себя. Окружающие видели в нем героя. Румата старательно героем выглядел, был внутренне уверен в своем героизме и, в результате, дело провалил, все и всех потерял, включая человеческий облик... Отряхнулся и дальше пошел.
С чего начинается его история? С того, что он обманывает своих друзей: идет в другую сторону, ничего интересного не находит, возвращается и сообщает другу Пашке, который пока помогал кому-то машину чинить, что нашел взорванный мост и скелет фашиста, прикованный цепями к пулемету.
Так и делает красивый обман своей не чтобы даже профессией – а своим всем, так что за пеленой обмана нет никакого настоящего Антона-Руматы, там вообще ничего нет.
Что мы знаем о Румате? Он историк, он должен изучать феодализм в сказочной стране. Он ни в чем не смог разобраться, ничего не понял, проморгал заговор. Он, кроме того, должен спасать людей, похожих на людей будущего, которых этот режим гнобит. Однако спасает он этих людей где-то за кадром, а в кадре, когда мы Румату видим, у него ничего не получается, никто не спасен, включая маленького принца, который любил прогрессора, рассказывавшего сказки.
Румата невероятно горд собой – он имеет выход на местного вора в законе, может запросто с ним беседовать и контролировать его деятельность. Вага Колесо, между тем, делает все, что считает нужным, и забавляется беседой с благородным доном, который совершенно не понимает, чем же вор с министром заняты.
Румата всем в Арканаре известен как донжуан, невероятный соблазнитель и любовник. На самом деле он не прикасается к женщинам, с которыми проводит вечера. Ему просто очень противно до них дотрагиваться. Однако «половина его агентуры занята распространением о нем отвратительных слухов», а сами обманутые женщины подругам рассказывают «о настоящем столичном стиле кавалера из метрополии». Потому что стыдно же признаться, что кавалер может только стихи читать. Для одной из тщеславных баб это кончается плохо прямо в кадре.
Нет, Румата не импотент, просто ему нравится обманывать не только всех прочих, но и себя, вот и верит, что ему нужна не такая как все, а чистая и романтичная, по-настоящему способная на любовь девушка. Чтобы сказки про красивую жизнь слушала, про сады на много миль без гнилья. Ну, он себе такую находит, рыжую, и она, пока он рассказывает ей сказки, становится его домоправительницей (классики, ну нельзя же настолько близко к правде!) и командует слугами, и ведет хозяйство, пока Румата где-то там занимается самообманом и производит впечатление на благородных донов.
А когда выясняется, что благородные доны таки ему поверили и посчитали по-настоящему влиятельным и опасным, ни эту рыжую, ни преданного слугу, никого и ничего он не может защитить. Но ничего страшного – они-то погибают, а его на другой планете ждет другая, романтичная и верная, ждет и видит эта другая, что на руках у него не кровь, а просто сок земляники.
Екатеринбург, Полина Румянцева
© 2013, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».