AMP18+

Екатеринбург

/

Как нам реорганизовать Рабкрин / Рабкрин

/

«Я перестал быть россиянином и стал русским» – авторская колонка оператора Александра Саливанчука «Наши в Крыму» – спецпроект «Нового Региона»

«Спасибо вам большое, вы нас спасли» – эту фразу я слышу от разных крымчан уже третий день в цатый раз. И выработался своеобразный иммунитет. Я сам не воевал. Зеленую маску не носил. Вежливо не разговаривал. Вроде не при делах. И все равно. Вот поблагодарила бабушка восьмидесяти лет. Она сегодня получила российский паспорт. Светится от счастья. Гражданка России. Слово «Россия» в Крыму вообще произносят исключительно с восторженным придыханием. За Путина легко начистят морду. Люди уверены, что если бы не «вежливые люди» – их убили бы члены национальной гвардии, Правого Сектора и прочих СБУ. Кстати, о «вежливых людях» – в Крыму их непатриотично называют зелеными человечками…

Капитан парома «Керченский-2» Александр Сапиро флегматично посасывает сигарету. Когда узнал, что мы из России, охотно пустил поснимать на капитанский мостик. Крепкий кряжистый мужик. Во время срочной службы служил в морской пехоте – воевал в Сомали – знает, о чем говорит. Рассказывает, как после Майдана все ждали визита гостей с автоматами из Киева, женщины плакали – здесь каждый знает, что Крым для Украины – российская пятая колонна. И вот как-то раз вечером возвращается он после смены в Керчь домой. Поздно. На улицах пусто. На площади видит пять «Уралов». Вокруг рассредоточились спецназовцы в масках без опознавательных знаков.

«Вижу, что серьезные. Не пацаны молодые. Прохожу мимо. Страшно уже не было, только эта была… – капитан пытается вспомнить нужное слово, – оторопь. Утром позвонил знакомому менту – спрашиваю кто это? Хотя вариантов не много. Тот буквально прошептал в трубку – да Россия это».

Капитан неожиданно говорит «Слава Богу» и истово крестится. Позже из разговора выяснится, что за несколько часов до первой встречи «вежливых» он высадил в Феодосии средний десантный корабль, и они блицкригом рванули в Керчь. Но сейчас капитан зол и тихо матерится – совсем недавно по телевидению показали историю с авианалетом на ОГА Луганска, когда погибли несколько женщин.

«Какого хрена там Яценюк чешет, что это ракета от ПЗРК навелась на кондиционер. Он в своем уме?» – риторически вопрошает Сапиро.

Кстати для Крыма это очень свойственно – верить всему, что говорят по телевизору. Мы привыкли получать информацию из Сети, в Крыму главный источник информации – это российские каналы. Им верят безоговорочно. По телевизору показали – все, стопроцентный аргумент в любой беседе. И самое забавное, что когда мы глянули на ситуацию, сами пришли к выводу, что пропаганда не так уж и врет. Беженцы – видели. Восторг крымчан – видели. Всё правда. Просто мы отвыкли верить ящику, а крымчане пока не поняли что такое Дмитрий Киселев и Владимир Соловьев.

А вот Правый Сектор мы увидеть не смогли. Говорят в Севастополе(!) была ячейка, состоявшая из нескольких потенциальных самоубийц. Но когда они попробовали выйти на улицу, бдительные пенсионеры вооружились черенками из-под метел и обезвредили «врагов народа». Рассказывают, что тем пришлось хватать машину и покидать полуостров.

Кстати о транспорте. И о проблеме гаишников. В Крыму проблемы нет. Как и гаишников. Совсем. Местных переучивают. Мы исколесили весь полуостров и видели только пару машин, и то с ростовскими номерами. Украинские ПДД несколько отличаются от российских. Наш водитель Коля начал пристегиваться только когда мы рассказали, что в России штраф за это нарушение пятьсот рублей. Для крымчанина – сумма. При зарплате, скажем продавца, в три с половиной тысячи рублей. Детских кресел нет в принципе. Машины ездят тонированные в ноль – особенно этим отличается Прокуратура Республики Крым, где работает «мадам Няш-Мяш» – мы ее вовсю пытались поймать, но местные говорят, что она прячется от журналистов.

Кстати для коллег – репортеров. Журналистами во время съемок лучше не представляться. После того, как полуостров перед референдумом наводнили корреспонденты многочисленных газет и каналов, они настолько всех достали, что лучше представиться туристом. Либо обязательно подчеркивать, что из России. Той самой страны, флаги которой, кажется, есть у каждого жителя Крыма, той самой страны, за которую молятся в местных храмах и поднимают тосты мужики. Страны, которую здесь считают землей обетованной.

Мы прощаемся с капитаном Сапиро. Напоследок он нам рассказывает историю. Некоторое время назад на пароме оказались американские журналисты. Если мы пошли договариваться с капитаном, то те стали действовать наобум и вести съемку. Когда капитан спросил их – кто разрешил снимать, ему гордо ответили – Правительство Соединенных Штатов. После чего репортеров вежливо попросили снимать Правительство, раз оно и разрешило.

Посмеялись. Жмем руки.

«Добро пожаловать домой!» – неожиданно говорю на прощание.

Вот тогда-то я вдруг четко осознал, что если раньше был просто эфемерным россиянином – эдаким производяще-потребляющим животным, а теперь стал русским. То – есть человеком, выполнившим историческую миссию. Который вроде и ни при чем, но местные все равно считают меня спасителем. Потому, что русский.

И знаете что? Мне это нравится.

© 2014, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Рабкрин, Киев, Крым, Москва, Урал, Центр России, Авторская колонка, Конфликт на Украине, Общество, Россия,