Почему крымчане перестали есть татарскую самсу и пить украинский алкоголь Авторская колонка корреспондента НР Марата Усманова
Хочется сказать еще пару слов о нашей поездке на полуостров в рамках спецпроекта «Нового Региона» «Наши в Крыму». В последние годы, когда слышал о высоком уровне самоорганизации свободолюбивых масс (Майдан номер раз, триумфальные, болотные и прочая) – меня иронически улыбало. Искренне считал: ну не бывает подобной самоорганизации без финансовой и всякой другой сопутствующей подпитки со стороны, зачастую, крайне сторонних, зато сильно заинтересованных в процессах, сил.
Майдан номер два в этом смысле только укрепил меня в улыбчиво-ироническом восприятии подобных процессов. Но, господа хорошие, признаю – был не прав. Народная самоорганизация в чистом виде без всяких примесей действительно существует. И глаза на это мне открыл не перманентный, но уже стагнирующий второй Майдан (ждем третьего?), а динамично решающий свои проблемы Крым.
Но обо всем по порядку. Когда мы только отправились в вояж по полуострову и ехали из Симферополя в Бахчисарай, наш водитель-проводник Николай обратил внимание на опустевшие обочины: «Раньше здесь по трассе штук пятнадцать тандырен с самсой стояло – крымские татары держали, а сейчас как корова языком – практически все позакрывали». Как выяснилось, тандырный бизнес подкосила как раз эта самая самоорганизация населения. Дело в том, что когда крымчане узнали, что их татарские сограждане массово проигнорировали референдум о самоопределении республики, то они массово перестали покупать придорожную самсу.
«Все эту самсу перестали покупать. Ну а как? Если решили так выступить, то сами и ешьте свою самсу», – аргументирует Николай. Мы попытались найти позитив в позиции крымских татар и заметили, что игнор референдума – это, очевидно, очередной пример чрезвычайной сплоченности 200-тысячной татарской группы полуострова.
«Ну да. Прямо стоят плечом к плечу и друг за друга – горой. Там просто основные товарищи, которые по меджлисам сидят и деньги контролируют, сказали своим: кто пойдет на референдум – тому голову оторвут. Татарка – знакомая жены, ей в день референдума звонила, говорит, стою в 50 метрах от школы (там голосовали), а дальше ноги не идут – страшно. Вот такое братское единство», – саркастически прокомментировал наши предположения водитель.
Уже в Севастополе зашли в магазин, и Николай рассказал другую историю о самоорганизации крымчан. Причем, как и в случае с тандыр-бизнесом, ничто, как говорится, не предвещало. Перед этим не было разговоров ни о политике, ни о Майдане, ни о референдуме. Просто наш проводник показал на полки со спиртным в местном супермаркете и говорит: «Видишь, там львовское пиво, там черниговское (черниговское, кстати, многие еще в Екатеринбурге рекомендовали попробовать, но не сложилось – окружающая ситуация, да и общий настрой не способствовали – прим. автора). Я после референдума в Севастополе был. Результаты, естественно, праздновали. Захожу утром в магазин, попросил крымского пива и минералки. Не оказалось ни того ни другого – львовского пива сколько угодно, черниговского – завались, украинская минералка стоит, а крымское – все подмели. Так что пришлось обойтись без пива и воды. В конце концов, нашли мне бутылочку вина, крымского, инкермановского».
То есть жители полуострова без криков, призывов к ненависти, без публичных акций осуждения позиции крымских татар, без пятимиллиардных траншей на развитие антиукраинской демократии, просто взяли и решили – не покупать татарскую самсу и украинский алкоголь. Причем, каждый решил это внутри себя, без длительных консультаций и согласований с политиками, лидерами общественного мнения и прочими экспертами. Так что пришлось завязывать с ироническими улыбками и с удивлением согласиться: на самом деле и сегодня есть она – реальная народная самоорганизация. Пусть несколько односторонняя, зато настоящая, работающая, и поэтому равно далекая как от оттраншованных «майданов», так и от отгрантованных «болотных».
Так что ошибался господа, ошибался. И признаю это с радостью и некоторой толикой белой зависти к крымчанам, которые (в большинстве своем) в эти месяцы ощущают такое мощное и прекрасное единство. Спасибо тебе за это, Крым!
© 2014, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».