AMP18+

Екатеринбург

/

Как нам реорганизовать Рабкрин / Рабкрин

/

«Окно не открывать – комары налетят, свет не выключать – тараканы набегут»: куда идти свердловскому туризму? Авторская колонка корреспондента НР Светланы Загородневой

Моя коллега Екатерина Норсеева написала очень интересный материал про геобрендинг Екатеринбурга. И я вспомнила, как почти десять лет назад приехала сюда из югорского городка и попросила показать мне Екатеринбург, его достопримечательности. Мой сопровождающий показал Плотинку и заодно пару церквей. И крепко задумался… Конечно, еще кое-что вспомнил, но не сразу. В моем родном Мегионе я бы показала городской сквер и церковь, опять же. И тоже задумалась бы… Но тут все понятно, тот городок за 20 минут по периметру обойдет больная артрозом черепаха. А вот на экскурсию по Ханты-Мансийску (30 минут для той же черепахи) я бы выделила часа 3-4. Зато, подумала я, в Югре нереально развивать туризм по региону, тайга же. А здесь, в Свердловской…

И после этой мысли мне стало по-настоящему обидно. На самом деле, Средний Урал – кладезь идей для развития туризма. Здесь есть все: техноген, промобъекты, озера для рыбалки, реки для сплава, леса для походов, скалы, горы, пещеры, заброшенные деревеньки… Это как путешествие по европейским странам: за двухнедельный отпуск можно побывать и в столице страны, и посетить, к примеру, виноградники, и на море заехать.

Снова напрашивается сравнение с Югрой. Наталья Комарова, губернатор региона, который год вбухивает деньги в развитие туризма. Впустую бюджет не уйдет – где туризм, там и инвестиции. Но вся загвоздка в том, что в ХМАО практически невозможно путешествовать не по городам. Тайга красивая, но комары и мошки – это не дискомфорт, это буквально катастрофа. Есть поселения коренных народов – туристов возят туда, есть воссозданные деревни без населения – возят и туда. Рыбалка – только для самых отважных и подготовленных, сбор ягод тоже, поверьте мне. И еще один фактор против – отсутствие развитой системы дорог. Все эти препоны, как и преимущества, четко прописаны в стратегии развития туризма. Но, учитывая имеющиеся трудности и препоны, регион нашел свою фишку – деловой туризм, и через это развиваются остальные направления (посещение поселений ханты и манси, круизы по Оби).

«Необходимо развивать въездной туризм. Туристический потенциал Екатеринбурга и Свердловской области используется сегодня весьма ограниченно. А ведь въездной туризм – это хороший источник пополнения областного и местных бюджетов, способ укрепления положительного имиджа региона. Соответствующий опыт в России уже есть, его нужно перенимать и активно использовать», – два года назад заявил на своей инаугурации Евгений Куйвашев. А воз и ныне там. Югра известна своим биатлонным центром – пожалуйста, вот вам на выбор гостиницы от дорогих и пафосных до более или менее бюджетных, от тех, что прямо на территории Центра, до гостиниц на трассах при выезде из Ханты-Мансийска.

Кстати, в Тюменской области примерно так же. Близ села Уват (обычного российского села) стоит очень пафосная гостиница. Причина – рядом биатлонная трасса, где проводятся чемпионаты России. Где в Свердловской области есть гостиница классом выше бывшего пионерлагеря? В Свердловской области один из самых посещаемых объектов – Ганина Яма. Гостиницы – только те, что в Екатеринбурге. Другой известный объект – Верхотурье. Как в кино: окно не открывать – комары налетят, свет не выключать – тараканы набегут. Единственный известный мне пример комфортного размещения – гостиница в поселке Малышева (там находится месторождение изумрудов). И, пожалуй, домики в «Оленьих ручьях». Кстати, этот парк обустроили, и он все-таки пользуется популярностью. Конечно, я не могу утверждать, что нигде никакой инфраструктуры вообще нет – в конце концов, как обычный турист я объездила не весь Средний Урал. Но в большинстве маршрутных точек мне приходилось останавливаться именно что в «пионерлагере».

Но дело не только в отсутствии инфраструктуры. В развитии туризма значительную роль играет информационное поле, если хотите, пиар территорий. Кабельный канал федерального уровня запустил цикл передач о российских достопримечательностях, Свердловская область туда тоже попала, спасибо им за это. Но что делать туристам, которые после этих передач решили приехать на Средний Урал? И тут должна начинаться работа областных властей, которой, увы, невооруженным взглядом заметить практически невозможно. А ведь есть еще и внутрирегиональный туризм, про который, кажется, никто даже не думал. В самом деле, благодаря кабельному ТВ зритель из Москвы знает о сплавах по рекам Среднего Урала больше среднестатистического екатеринбуржца. Почему бы не подхватить инициативу и на региональном уровне и не запустить аналогичное по региональным каналам? В конце концов, там, где крутят сюжеты о филармонии, российской истории и «депутатских расследованиях», место туризму найдется. Почему складывается такая ситуация? Наверное, потому что Наталья Владимировна несколько больше думает о маркетинге территорий.

И дело даже не в том, что в Югре нефтяной бюджет, в этом году их казна так же провалилась в дефицит. Я думаю, что дело в отсутствии идеи. Северяне поймали свою идею, тот самый деловой туризм. Нашли подход, как зазвать к себе и ищут, что еще предложить для отдыха. В Свердловской области такой идеи нет. Хотя, на мой взгляд, она на поверхности. «Урал – опорный край державы» – девиз, который был более актуален в историческом прошлом, нежели сейчас. Само появление здесь городов связано только и исключительно с заводами. Предприятия рождались, росли, а потом – уступали место новым промгигантам, превращаясь в практически готовые туристические объекты – Асбестовский карьер и Старая Линза, Волчанский трамвай и Алапаевская узкоколейка, заброшенная фабрика в Камышево, Дидинский тоннель и еще более десятка мест для поклонников урбантрипа. Продвигать свердловский туризм можно именно через такие объекты, попутно вовлекая другие достопримечательности: турпоходы, отдых на водоемах и так далее. Создать соответствующую инфраструктуру и организовать контроль территорий (чтобы объекты не пали под ногами туристов) и «хороший источник пополнения областного и местных бюджетов, способ укрепления положительного имиджа региона» в общем-то, готов. Но, как говорится, в России одна проблема, а не две…

Алапаевская узкоколейка

Заброшенная фабрика в Камышево – просто мечта урбантрипперов

Старая Линза – первый тальковый карьер Шабровского месторождения

© 2014, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Рабкрин, Урал, Авторская колонка, Общество, Россия, Туризм,