Пытка старушки раскаленным маслом и ирландские бунтари под кофе и виски – в Перми прошел первый в мире фестиваль Макдонаха Авторская колонка корреспондента «НР» Валентины Ярославцевой
Первый международный фестиваль Мартина Макдонаха завершился накануне в Перми. Событие для театральной жизни более чем примечательное. В течение одной недели пермяки и многочисленные гости могли окунуться в мир «великого и ужасного» ирландца, уже снискавшего звание лучшего драматурга 21 века. Организатором действа стал театр «У моста» – единственный театр в мире, где поставлены все семь пьес Макдонаха. Надо сказать, что антураж соответствовал – были в Перми и зажигательные степ-танцы, и кельтские мелодии, и даже кофе с Irish Whiskey. Я успела застать лишь малую часть этого праздника в Перми, но и трех дней хватило, что бы понять: Ирландия – не место на карте, а состояние души. Наверное, поэтому произведения с черным юмором оказались так близки российской публике в глубинке.
Любимым развлечением зрителей фестиваля было рассуждать, почему ирландцы и русские так похожи. Шутки про страсть к крепкому алкоголю уже приелись, поэтому рассуждения перешли на глобальный уровень. Не секрет, что европейцы, а если быть точнее, живущие по соседству англичане, считают ирландцев немного сумасшедшими, вздорными, с замашками национализма, и вместе с тем, искренними и добродушными людьми. Примерно такой же стереотип существует у «старушки Европы» с незапамятных времен относительно русского характера. Так что есть даже какой-то символизм в том, что первый в мире фестиваль в честь всемирно известного ирландского драматурга состоялся не где-нибудь, а России. Даже название театра «У моста» кажется мне удивительно подходящим – словно мост, соединяющий две культуры вместе.
Мое знакомство с творчеством Мартина Макдонаха началось с фильма «Залечь на дно в Брюгге». От кино я была в полном восторге, а прочитав после несколько его пьес, окончательно убедилась – это самый крутой современный писатель. Мое скромное мнение, никому не навязываю. Впрочем, театральные критики уже давно поют драматургу дифирамбы, ставя его произведения чуть ли не в один ряд с творениями Чехова и Достоевского. Вот вам и еще один мостик, как европейцы видят в Ирландии отражение «загадочной русской души».
Пьесы Макдонаха – это всегда немного жутко, трогательно и очень смешно. Тем интереснее смотреть, как эти истории разыгрываются на театральной сцене. Мне, можно сказать, повезло: довелось увидеть два спектакля, которые в итоге получили главные призы фестиваля. Челябинский камерный театр с постановкой «Красавицы из Линэна» взял Гран-при, но лично у меня оставил неоднозначное впечатление. Возможно, мне просто не хватило убедительности в игре актеров. Хотя было интересно понаблюдать за реакцией зрителей, выходящих из зала. Тут стоит оговориться, что людей старшего поколения – обычных зрителей, не связанных с театральной средой – на макдонаховском фестивале было совсем немного. И после челябинской «Красавицы» они выходили, мягко говоря, шокированными. Зато молодежь с упоением обсуждала, что актеры неправдоподобно сыграли сцену пытки престарелой женщины раскаленным маслом: «Да она орать должна была, чтобы как по-настоящему!».
А вот второй фестивальный спектакль оставил самые положительные эмоции. Это была пьеса «Человек-подушка» в интерпретации молодежного театра Сараево (Босния-Герцеговина). Полагаю, что, не зная заранее сюжета пьесы, некоторым зрителям было сложно воспринимать постановку на чужом языке. Тем более, что показ русских субтитров постоянно сбивался. Но технические накладки, кажется, нисколько не помешали восприятию публики, которая очень живо реагировала на все происходящее на сцене. Актеры боснийского театра был настолько хороши, что зрители долго не хотели отпускать их, и бурно аплодировали. Жюри фестиваля также отметило боснийскую постановку наградами за лучшую режиссуру и лучший ансамбль.
Кроме приглашенных театров, в течение всей недели спектакли по произведениям Макдонаха показывали хозяева фестиваля. Вне конкурса, что вполне логично. Думаю, если бы жюри отважилось сравнивать постановки «У моста» с другими театрами, коллектив под руководством Сергей Федотова забрал бы себе всевозможные награды – настолько хорошо пермские актеры играют сумасбродных ирландцев и других персонажей драматурга.
Пожалуй, единственным разочарованием фестиваля стало только отсутствие самого виновника торжества. Мартин Макдонах, вопреки данному им обещанию Сергею Федотову, в Пермь не приехал. «Наверное, планы изменились», – вздыхали театралы. Впрочем, судя по бешеному успеху у публики, фестиваль Макдонаха станет ежегодным. И кто знает, может быть, уже в следующем году знаменитый ирландец найдет время приехать в город на Каме, к радости многочисленных поклонников его таланта.
Пермь, Екатеринбург, Валентина Ярославцева
© 2014, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».