AMP18+

Екатеринбург

/

Как нам реорганизовать Рабкрин / Рабкрин

/

Стимулирующая акция на новый лад: что такое «заморозка» и почему из-за нее опустеют кошельки покупателей Авторская колонка корреспондента НР Светланы Загородневой

Хорошие рекламщики даже в самый суровый кризис редко боятся потерять свою работу. В период резкого падения спроса у производителей и продавцов резко обостряется борьба за клиента. Потому сразу несколько сетей решили поплясать на похудевших кошельках россиян – не будем называть конкретный список, их и без того уже достаточно распиарили. Речь идет о пресловутой заморозке цен на социально значимые продукты, именно так гордо назвали маркетологи давно известный механизм – ценовое стимулирование сбыта.

Объявлять о заморозке цен уже стало традицией. «Скреативить» подобным образом не успел только ленивый – большинство магазинов техники, одежды, мебели наперебой заваливали рекламные отделы газет, журналов и телеканалов макетами и роликами, объединенных одной и той же гениальной идеей – «У нас заморозка цен!». «Вот этот богом позабытый столик мы продавали по 5000, а сейчас – всего по 4800, успевайте!» – о таких стимулирующих акциях не пишут в СМИ, тема не нова. Но ритейлеры обычную акцию принарядили в антикризисную мишуру, обеспечив внимание журналистов. Аплодисменты маркетологам. Позволю себе добавить побольше дегтя в их бочку с медом.

Кто будет в проигравших

К делу ритейлеры подошли с размахом: сначала в СМИ появились сообщения со ссылкой на «источники в сетях», якобы цены заморозят, после авторы акции рассекретились и стали охотно раздавать комментарии с уточнениями, затем – новая порция информповодов, сети пошли в ФАС договариваться о законности акции. У кого-то были сомнения, что ФАС рискнет не одобрить подобное обращение? Она и не рискнула, тем самым, кстати, подписав смертный приговор мелким магазинчикам шаговой доступности. У них нет возможности за счет общих объемов «уступить» по каким-то отдельным позициям, так что судьба таких вот «ларьков», в отличие от монстров рынка, теперь грустна и незавидна.

Кстати, в список проигравших рискуют попасть и те, ради кого, вроде как, и устроена акция – рядовые покупатели. На бытовом уровне определение «дорогой» или «дешевый» магазин дается именно по ценам на те самые продукты, которые «заморозят» – это своеобразный индикатор ценовой политики магазина. То есть рядовой покупатель обратит внимание, что молоко, скажем, с курицей и яйцами, где-то стоят подешевле – и на автомате закупится и всем остальным – не только десертами и деликатесами вроде фруктов, кофе и тортов, но и обычными продуктами, «не из списка». Например – тем же мясом, а «заморожена» при этом будет цена только на говядину (да и то за исключением бескостной), курицу (за исключением голеней) и т.д. К тому же, если покупателя убедили, что он пришел в бюджетный магазин, то он уже несколько расслаблен и позволяет себе закинуть в тележку больше «ненужных» товаров. В результате: вроде бы и закупился «по акции», а чек на кассе позитива не добавляет. Зато оборот в магазине увеличивается.

В чем нас надурили

Сообщение о заморозке цен звучит прекрасно, но если посмотреть внимательнее, то перспективы радужными казаться перестают. Во-первых, почему сети не объявили об «антикризисном» сговоре два месяца назад (заодно предложением воспользовались бы православные – пост как раз выпадает на эти два месяца)?

По данным Росстата, максимальный рост цен на продукты фиксировался в декабре-январе, в последние недели февраля даже отмечен легкий спад цен. «Отпускные цены товаропроизводителей за январь выросли 2,5%, а в магазинах продукты подорожали в среднем на 6,2%. Таким образом, основной рост цен – ненормально высокий – происходит на этапе оптовой и розничной торговли», – заявлял министр сельского хозяйства Николай Федоров. Акцию ритейлеров можно свести к следующему: «Сначала мы взвинтили цены, вы начали паниковать, теперь на два десятка позиций из сотен, что на прилавках, мы цены поднимать не будем. И вы кинетесь скупать. Ура нам, героям».

Во-вторых, сети проводят акцию в течение двух месяцев. Доллар более или менее стабилизировался (пусть и не на том уровне, как хотелось бы), продуктовые санкции в ходу уже давно, нефть по копейкам в цене прирастает. Подскажите, какие причины для резкого скачка цен маячат на горизонте? Или под громким пиаром скрывается «сдерживание» цен на копейки? Которые, кстати, в сетях легко покрываются за счет ретробонусов и объемов закупок от поставщика.

Чем все обернется

Акция по антикризисному сговору уже началась, но уже всплыли некоторые подробности «благородства» сетей. Представители общественной организации «Народный контроль» проверили ритейлеров Челябинской области. В одном из магазинов незадолго до начала акции взлетели цены как раз на социально значимые продукты, а некоторые товары оказались значительно дороже, чем в других магазинах.

В другой торговой сети «заморозили» продукты под собственной торговой маркой – причем они продаются дороже, чем популярные бренды, и раскупаются хуже. Еще один магазин смухлевал со списком продуктов – в антикризисном сговоре он не участвует, но ввел перечень «Социально значимые товары». Сюда попали ирис, карамель, консервированная кукуруза и так далее. Кстати, некоторые сети – инициаторы акции также представили свое оригинальное видение социально значимых товаров: в списки попали зеленый горошек, пельмени, суповой набор, кофе.

Интересный момент – ритейлеры, предложившие акцию по заморозке, официально заявили о правилах: каждый сам выберет товары, держать цены будут 2 месяца и т.д. Информация о ценах на иные товары остается под вопросом. И в итоге вполне может привести к тому, что пресловутая «акционная» курица сэкономит мне денег, зато я переплачу за обычный кусок мяса для борща.

© 2015, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Рабкрин, Урал, Авторская колонка, Общество, Россия, Экономика,