AMP18+

Выборы

/

На Януковича и Тимошенко работают сильные американские пиарщики (ФОТО) На российских специалистов полагаться нельзя – они все сделают «по-путински»

Нынешние выборы президента Украины особо примечательны тем, что за рамками политических реалий идет соревнование между ведущими американскими политтехнологами – демократами и республиканцами.

Так, уже не первую избирательную кампанию Партию регионов и ее лидера Виктора Януковича консультирует Пол Манафорт, начинавший свою карьеру еще при президенте Джеральде Форде. Юлию Тимошенко на сей раз ведет к президентству Дэвид Аксельрод, «кузнец» триумфа Барака Обамы, пишет «Российская газета».

Манафорта, известного лоббиста республиканцев, близкого к Дику Чейни, в штаб «регионалов» привел теневой лидер партии Ринат Ахметов еще в 2005 году, после «оранжевой революции». По сей день он пользуется его услугами в бизнесе. Манафорт участвовал в кампаниях Рональда Рейгана, Джорджа Буша-старшего, Джона Маккейна.

Стоимость услуг американца не называется ни «регионалами», ни им самим. В принципе услуги советников такого уровня оцениваются от 100 тыс. долларов в месяц. Манафорт – фигура не публичная, на Украине бывает редко, интервью не дает. На постоянной основе в главном «рабочем» штабе Януковича работают его сотрудники, не больше десяти человек.

В кампании «регионалов» Манафорт определяет в первую очередь стратегическую линию и имидж кандидата. Благодаря его советам Янукович после проигрыша в 2004 году сильно «потеплел» по отношению к НАТО и ЕС, приобрел минимально необходимый для общения с западными дипломатами лоск. Не исключено, что в том числе и по его совету Виктор Янукович отказался в 2009 году от коалиции с Тимошенко и самостоятельно пошел на президентские выборы.

Манафорт серьезно изменил фасад украинской политики, привнеся в нее американскую форму, не меняя специфического местного содержания. Так, если раньше партийные съезды «регионалов» напоминали торжественные заседания партхозактива, то сегодня это шикарные постановки с фейерверками, звездами шоу-бизнеса, воздушными шариками, флажками и конфетти.

Впрочем, не стоит преувеличивать роль Манафорта, он действительно всего лишь консультант, а не организатор, пишет «Российская газета». Как использовать его советы, решают реальные руководители штаба, «ближний круг» кандидата: Николай Азаров, Борис Колесников (читай – Ринат Ахметов), Анна Герман, Сергей Левочкин и, наконец, сам Виктор Янукович.

Юлия Тимошенко, до этого обходившаяся силами российских и местных технологов, вот уже вторые выборы пользуется услугами американских специалистов из стана Демократической партии. На досрочных парламентских выборах 2007 года ее консультировал Джо Локхарт, пресс-секретарь Билла Клинтона. Сегодня ту же роль, что и Манафорт при Януковиче (лоббист, советчик), в ее штабе исполняет Дэвид Аксельрод, чья звезда ярко зажглась после избрания Обамы президентом США.

Поговаривают, что влияние Аксельрода на будущего президента было огромным. По легенде, доходило до того, что он указывал Обаме, когда тот должен встречаться с женой. Как и Манафорт, он не сидит постоянно в штабе Блока Юлии Тимошенко на улице Туровской, постоянное наблюдение за кампанией осуществляет десяток его специалистов.

Основная задача команды Аксельрода аналогична тому, что делают люди Манафорта у «регионалов»: социология, аналитика, выработка стратегии. Влияние американских демократов можно усмотреть в том, что лейтмотивом кампании Тимошенко стала апелляция к «идеалам майдана», ставка на избирателей Западной Украины, почему-то считающихся более демократичными, чем жители Донбасса. Как и его коллега-республиканец, Аксельрод избегает публичности, и о сумме его контракта ничего неизвестно, заключает «РГ».

В свою очередь, газета «Коммерсант», ссылаясь на публикацию во влиятельном британском издании The Financial Times, также пишет о том, что Виктор Янукович и Юлия Тимошенко опираются на поддержку известных американских и западноевропейских политтехнологов.

Так, Янукович пользуется услугами американской компании Davis, Manafort & Freedman, занимающейся политическим пиаром и до этого консультировавшей нескольких президентов США. По данным The Financial Times, основатель компании республиканский политтехнолог Пол Манафорт ранее работал на украинского мультимиллионера Рината Ахметова, который и познакомил его в 2005 году с Виктором Януковичем, потерпевшим поражение на выборах 2004 года.

По словам одного из лидеров Партии регионов Бориса Колесникова, Davis, Manafort & Freedman оказала решающее воздействие на выработку стратегии нынешней избирательной кампании Виктора Януковича.

В свою очередь, Юлия Тимошенко сотрудничает с другой известной американской компанией – AKPD Message and Media, основанной советником президента США Барака Обамы Давидом Аксельродом. В ее команду также входит специалист по политическому пиару Джон Анзалоне, работавший на Обаму в ходе его избирательной кампании.

Что касается участвовавшего в гонке и показавшего пятый результат Виктора Ющенко, то на него работали американская компания PBN Company и близкий к госсекретарю США Хиллари Клинтон пиарщик Марк Пенн.

По словам вице-президента PBN Мирона Василюка, гражданина США, имеющего украинские корни, Украина является для американских и европейских политтехнологов «одним из привлекательных рынков, где есть крупные партии и большой бизнес, способный финансировать профессиональные избирательные кампании». При этом, по словам Василюка, «хотя на Украине также есть французские и британские советники, больше всего здесь полагаются на американцев», пишет «Ъ».

По мнению наблюдателей, произошедшая за последние годы на Украине переориентация местных политиков с российских политтехнологов на западных обусловлена рядом факторов. Во-первых, отмечает «Коммерсант», опора на западных специалистов должна помочь украинским политикам добиться большего международного признания.

Во-вторых, западные специалисты лучше понимают сегодняшнюю специфику украинской политики. «Российские советники знают, как организовать кампанию в стиле Путина, когда нужно мобилизовать административный ресурс. Однако на Украине такая тактика уже не работает», – считает профессор социологии Михаил Винницкий.

Между тем, известный российский политолог Сергей Марков в интервью «Комсомольской правде» рассказал, что спонсоры украинской выборной кампании «равномерно распределены между кандидатами. «Интересы бизнеса абсолютно понятны. Предприниматели поддерживают своих лоббистов. Бизнесмены российского происхождения, работающие на Украине, заинтересованы в том, чтобы будущий глава государства не блокировал российские инвестиции», – сказал он.

Российские владельцы заводов, газет, пароходов обосновались на Украине серьезно. К примеру, Виктор Вексельберг (по матери украинец, между прочим) владеет пятью газовыми предприятиями в Харькове и Донецке. Эти области традиционно голосуют за Януковича. «Национальная Резервная Корпорация» экс-депутата Госдумы Александра Лебедева владеет киевским «Энергобанком» и курортами в Крыму.

Вадим Новинский и Константин Григоришин, хоть и имеют российское гражданство, в основном известны именно на Украине. В руках россиян солидные активы в машиностроительном, горно-металлургическом, энергетическом и финансовом секторах украинской экономики.

У Романа Абрамовича, как выясняется, тоже интересы на Украине, пишет «КП». Его компания Millhouse Capital UK Ltd владеет долями в металлургической и горнодобывающей компании «Евраз», которой принадлежат контрольные пакеты акций ряда крупнейших заводов в Днепропетровской области.

Впрочем, и Януковича, и Тимошенко поддерживают и доморощенные олигархи. Партия регионов хранит деньги в «Первом Украинском международном банке», принадлежащем миллиардеру Ренату Ахметову. Спонсором Януковича также считается совладелец «РосУкрЭнерго» Дмитрий Фирташ.

У Тимошенко также солидная группа поддержки. Например, самый молодой миллиардер Европы (по версии журнала «Форбс») депутат Верховной Рады Константин Жеваго. А у братьев-банкиров (тоже депутатов) Сергея и Александра БуряковБрокбизнесбанк») премьер-министр держит свой избирательный фонд. Тимошенко дружит и с «королем украинского автопрома» Тариэлом Васадзе и украинско-израильским олигархом Игорем Коломойским, отмечает «Комсомольская правда».

Ссылки по теме:

Президентскую кампанию Януковича будут вести политтехнологи из США >>>

Американские пиарщики вернулись в штаб партии Януковича >>>

Янукович и Ахметов уволили своих американских пиарщиков. Слишком поздно, – российские СМИ (ФОТО) >>>

РИА «Новый Регион» призывает партию Януковича отказаться от стратегии Манафорта и Минаева >>>

Американские консультанты изгнали российских политтехнологов с Украины >>>

Штаб Партии Регионов отстранил от работы американских политтехнологов (ФОТО) >>>

Партия Регионов признала: в поражении виноваты американские политтехнологи >>>

РБК-daily: «Позднее прозрение» >>>

«Новые Известия»: Янукович обиделся на политтехнологов из США >>>

На фото: Ахметов и Манафорт на ланче у Пинчука в Давосе

Киев – Москва, Марат Бубновский

© 2010, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Запорожье, Киев, Кишинев, Крым, Москва, Одесса, Севастополь, Днепропетровск, Донбасс, Львов, Ужгород, Харьков, Центр России, В мире, Выборы, Конфликт на Украине, Общество, Политика, Россия, Русский Марш, Скандалы и происшествия, Спецпроекты, Фоторепортаж, Экономика, Интересные темы, Не могу молчать!,