В дни выборов президента РФ на Руси выбирали царей 4 марта было первым днем правления Бориса Годунова и Михаила Романова
Весеннее обострение политической активности было свойственно не только нынешним жителям Российской Федерации, но и обитателям Руси 400 лет назад. Первые дни марта, на которые ныне назначаются президентские выборы, были днем обновления верховной власти и в XVI-XVII веках. Например, 3 марта 1598 года (по новому стилю) состоялось «вступление в должность» Бориса Годунова. А 15 лет спустя Земский Собор присягнул первому Романову – Михаилу Федоровичу. Кандидат, сильно уступавший соперникам (князю Трубецкому и народному герою Дмитрию Пожарскому), победил, утверждают историки, благодаря умелому использованию политтехнологий его родителями и статусу «лишенца, за народ пострадавшего».
4 марта 1598 года стало первым днем удивительно несчастливого правления Бориса Годунова. Пятью днями ранее Земский собор избрал его царем. Борис Годунов устроил по такому случаю небольшое представление, раз за разом отказываясь от такой чести. Патриарх, получив очередной отказ, призвал устроить крестный ход в Новодевичий монастырь, чтобы Борис Федорович показал им милость. Если тот вновь откажет, то «отлучить его от церкви и самим снять с себя святительские саны, сложить панагии, одеться в простые монашеские рясы и запретить службу по всем церквам». Столь настойчивым уговорам Борис Годунов не смог не уступить и был благословлен патриархом Иовом на царство. Об этом говорилось в утвержденной грамоте, составленной примерно через полгода после воцарения Годунова.
Спустя 15 лет состоялись новые «выборы». 3 марта (по новому стилю) 1613 года Земский Собор присягнул 16-летнему Михаилу Федоровичу Романову. После очищения Москвы от поляков временное правительство князей Пожарского и Трубецкого разослало по городам грамоты с приглашением прислать в Москву выборных, человек по 10 от города, для «государева обиранья». Конец «Смутному времени».
Для избрания царя созвали весьма представительный орган: почти 300 депутатов от разных слоев населения. Созванный Земский Собор сразу отмел кандидатуры, утратившие свой политический рейтинг в годы Смутного времени. Как иностранный гражданин, из игры выбыл польский претендент Владислав. Вместе с головами утратили доверие и Лжедмитрии. Из последнего видно, что и в далеком 17 веке выборщики решительно отсекали всяких лжепретендентов-двойников, вносящих путаницу в «предвыборные бюллетени».
В те времена наибольшей популярностью пользовались патриоты, имевшие отношение к армии. Всем параметрам соответствовали две кандидатуры: князь Дмитрий Трубецкой и князь Дмитрий Пожарский. Оба князя командовали антипольскими силами, освобождавшим Москву; только под началом Трубецкого находились казаки, а Пожарский руководил земским ополчением.
Романовы в то время числились в «жертвах политических репрессий» и в своеобразной политоппозиции, приводит современные аналогии историк-любитель Дмитрий Панкратов в своем блоге.
Романовы пострадали при Борисе Годунове. Отец Михаила, боярин Федор Никитович Романов, был разлучен с женой и детьми и сослан в отдаленный монастырь, где его постригли в монахи под именем Филарета. То же самое произошло и с женой Федора Романова. Таким образом, будущий царь вызывал всеобщее сочувствие, как «политический сирота».
В годы Смуты Федор Романов (он же Филарет) оказался связан с движением Лжедмитрия первого, а через него с казаками, составлявшими наиболее активную часть электората. Очень даже возможно, что Филарет и сам был не прочь баллотироваться в цари, но его пленили поляки и отправили на территорию Речи Посполитой, т.е. в другой избирательный округ. Однако своим авторитетом и оставшимися связями, он продолжал поддерживать сына Михаила.
Предвыборная кампания показала весь набор соответствующих технологий. Князь Трубецкой устраивал пиры для казаков с дармовыми питьем и жратвой. На пирах он выступал и сам, «моля… чтоб быти ему на России царем и от них бы, казаков, похвален же был».
Народный герой Дмитрий Пожарский поступал хитрее. На свою предвыборную кампанию он потратил 20 тыс. золотых рублей, но и на деньги в то время русский народ оказался не падким. А может, просто давали не тому, кому нужно, пишет Панкратов.
Самыми умелыми политтехнологами оказались родственники Романова. Они принялись щедро раздавать народу… предвыборные обещания. В их пользу работали и молодость кандидата, не вовлеченного пока в боярские группировки, и «пострадавшие за народ» родители. Посланные по городам и весям «сборщики подписей» за кандидатов, заодно провели «экзит-пулл» и принесли сведения об уверенной победе на местах кандидатуры именно Романова.
Тем не менее, боярское большинство в Земском Соборе решило сделать ставку на Трубецкого. И тогда сторонники Романова прибегли к последнему средству – силовому давлению. Во время процедуры голосования в Кремль ворвались «народные массы», состоявшиеся почему-то исключительно из казаков, требующих избрания царем Михаила Романова. Возникла даже потасовка с боярами.
Побоище вскоре прекратилось, но под угрозой агрессивной толпы казаков Земский Собор единогласно (!) избрал царем Михаила Романова.
Москва, Алесей Усов
© 2012, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».