«Газпром» забыл о леопардах
О том, что в зоне строительства газопровода Сахалин-Хабаровск-Владивосток обитают последние 30 дальневосточных леопардов, забыли. Это стало понятно после общественных слушаний по строительству газопровода, которые закончились во вторник, 28 июля, сообщила корреспонденту «Нового Региона» пресс-секретарь Амурского отделения WWF России Елена Старостина.
По словам экологов, формально в Хасанском районе Приморского края все вроде было соблюдено. Объявление о слушаниях были опубликованы в газетах, материалы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) проекта строительства магистрального газопровода «Сахалин-Хабаровск-Владивосток» в части прохождения трассы проектируемого газопровода по землям особо охраняемых природных территорий (ООПТ) были выложены для ознакомления. Журнал замечаний имелся в наличии. Слушания начались.
«И вот в процессе работы стали выясняться странные вещи. Люди, которые прочитали ОВОС по наземной части трассы газопровода, стали задавать вопросы проектировщикам и создателям этого документа. В первые десять минут дискуссии стало понятно, что разыгрывается спектакль под названием «Слушания»», – говорит Старостина.
«Представители ЗАО «НПФ «ДИЭМ» не могли ответить ни на один вопрос присутствующих. Странным было отсутствие карты с проектируемой трассой. Непонятно было, какое отношение имеет этот самый «ДИЭМ» к ОВОС и природе Хасанского района, – добавляет она. – В материалах ОВОС никакой оценки воздействия на ООПТ фактически не было».
Экологи отмечают, что «в Хасанском районе главной особо охраняемой территорией, на которую оказывает влияние газопровод в ходе строительства – заказник федерального значения «Леопардовый».
«Название говорит само за себя. Здесь обитают дальневосточные леопарды, которых на всей планете осталось 30. Одной строчкой в ОВОС дается информация, что в зону строительства попадают 14 дальневосточных леопардов. Расчет ущерба и компенсаций по территории района не выполнен вообще. А вот биосферный ущерб заказнику «Леопардовому» рассчитывается по амурскому ежу, мышам и рукокрылым и составляет 87084 рублей. На вопрос: «А где дальневосточный леопард?» – представители «ДИЭМ» ответить не смогли», – говорят экологи.
Защитники природы добавляют, что «нет в расчетах дальневосточного леопарда, амурского тигра, нет местных речек, которые являются нерестовыми для лососевых рыб».
По словам Старостиной, на слушаниях присутствовали специалисты Тихоокеанского института географии ДВО РАН, которые около года назад получили задание сделать полевую оценку состояния флоры и фауны в районе строительства газопровода в Хасанском районе. Дмитрий Пикунов, старейший на Дальнем Востоке специалист по большим кошкам, задал вопрос о том, куда подевался весь тот полевой материал, который лично он готовил по расчету компенсаций популяции дальневосточного леопарда?
Заказчиком от лица «Газпрома» тогда выступал ООО ЦНИИП «Трансгеопроект», и ему были переданы все отчеты. Откуда взялся «ДИЭМ», который не может объяснить, как проходит трасса газопровода, не сделал никаких расчетов по компенсации ущерба, не имеет представления о животном мира Хасанского района, не знает о границах ООПТ.
«Да, впрочем, и не хочет знать, – заявляют экологи. – Краснокнижные виды эту организацию не интересуют, их интересуют деньги. А еще чтобы спектакль с названием «Слушания» состоялся. По закону больше ничего не требуется».
«После получения протокола слушаний «Газпром» спокойно передаст эти материалы ОВОС, подготовленные «ДИЭМ», на государственную экологическую экспертизу, а что будет с дальневосточным леопардом дальше, никого из этих организаций не волнует», – констатируют они.
Специалисты добавляют, что леопард, в отличие от тигра, не переносит присутствия человека. Он никогда не нападает на него, старается избегать встреч. Если человек упорно нарушает границы его участка, леопард покидает свой дом и уходит в поисках нового. Но Земля Леопарда уже настолько мала, что тем кошкам, что покинут свой участок из-за фактора беспокойства, найти другой почти невозможно. Все пригодные местообитания уже заняты.
Экологи еще год назад предлагали проектировщикам внести в ОВОС в качестве компенсационной меры перенос участка заказника, который отрезается трубопроводом, на другую территорию. Тогда леопарды смогут найти себе убежище в другой части Хасанского района. Нужно обеспечить превентивные меры по защите копытных от браконьерства, потому что иначе леопардам нечего будет есть. До начала строительства просчитать ущерб от пожаров, которые неизбежно будут возникать при появлении большого количества людей. Много чего нужно было просчитать, чтобы сохранить уникальную кошку на ее собственной земле, дать ей возможность существовать рядом с человеком.
«Но в расчеты «ДИЭМ» леопард не попал, – отмечают экологи. – Видимо, не знает о нем и «Газпром». А ведь сегодня существует программа по крупным кошкам, разработанная учеными по требованию Владимира Путина, и на Кавказе началась реинтродукция леопарда».
До начала работы экспертной комиссии есть месяц. Но стройка уже началась. Успеет ли «Газпром» оценить ущерб краснокнижному виду и сделать попытку сберечь уникальную кошку или ограничится ежами и мышами?
Владивосток, Ольга Радько
© 2009, «Новый Регион – Дальний Восток»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».