AMP18+

Дальний Восток

/

В Приморье коммунисты против автосборки на «Дальзаводе»

Перспективы судоремонтного предприятия «Дальзавод» во Владивостоке по-прежнему сомнительны. Пока государство пытается включить завод-банкрот в Объединенную судостроительную корпорацию и даже организовать на нем сборку автомобилей (с помощью компании Sollers), представители приморской политической оппозиции бьют тревогу. Они считают, что открытие автосборочной линии не только не спасет, но, напротив, усугубит кризисную ситуацию на старейшем дальневосточном профильном предприятии.

Предприятия судоремонта и судостроения на Дальнем Востоке сегодня испытывают схожие трудности. Они были «заточены» в основном под оборонную промышленность, но недостаточный объем госзаказа в последние годы поставил заводы на грань выживания. «Эксперт Online» неоднократно сообщал о различных акциях протеста, проводившихся рабочими судоремонтных заводов в Приморье в 2009 году. Ситуация на владивостокском «Дальзаводе» (флагмане дальневосточного судостроения и судоремонта, построенном еще до революции 1917 года) еще более сложная. Главная ремонтная база Тихоокеанского флота (ТОФ) сумела выжить в лихие 1990−е, однако в 2002 году на предприятии было введено внешнее управление. Завод раздробили на множество отдельных юридических лиц, полным ходом шла распродажа активов (в местных СМИ этот процесс неоднократно связывался с именами Дмитрия Дремлюги и Руслана Кондратова – последний ныне является депутатом Госдумы от Приморья). Весной 2009 года решением Арбитражного суда Приморского края «Дальзавод» признали банкротом, и на предприятии была введена процедура конкурсного производства, передает ПТР.

Некоторое время назад было объявлено, что государственный пакет акций «Дальзавода» должен войти в состав Дальневосточного центра судостроения и судоремонта – «дочки» Объединенной судостроительной корпорации. В мае этого года премьер-министр Владимир Путин в Комсомольске-на-Амуре обозначил государственные приоритеты в этой области и поручил «сформировать единую систему долгосрочных государственных заказов на ремонт и модернизацию кораблей Тихоокеанского флота и пограничной службы, а также принять меры по реорганизации и восстановлению устойчивой работы расположенных на Дальнем Востоке судоремонтных заводов». Казалось, у «Дальзавода» появилась надежда на спасение. В июле, кроме того, пришла неожиданная новость: российская компания Sollers, владеющая УАЗом, ЗМА и ЗМЗ, решила разместить именно в цехах «Дальзавода» автосборочное производство. 31 июля в Хабаровске в присутствии Владимира Путина руководители Внешэкономбанка и Sollers подписали кредитное соглашение, в соответствии с которым банк выделит 1,3 млрд рублей на организацию автосборки во Владивостоке мощностью 15 тыс. автомобилей в год. Заявлено, что число создаваемых рабочих мест на автосборочном производстве составит порядка 700 человек, на компонентных производствах – еще 300. Данное решение, считают приморские наблюдатели, является политическим и призвано успокоить местных автомобилистов и автобизнесменов, недовольных повышением пошлин на ввоз подержанных иномарок и планами по запрету правого руля.

По поводу того, каким образом решение начать автосборку на «Дальзаводе» отразится на социально-экономической ситуации в Приморье, существуют различные мнения. Руководитель фракции КПРФ в Законодательном собрании Приморья Владимир Беспалов считает, что данное решение, не принеся сколько-нибудь значительных позитивных результатов (Раньше там работали 18 тыс. человек, а сейчас – только 1200, сейчас добавят еще 700), приведет к гибели «Дальзавода» как судоремонтного предприятия, стратегически важного для обороноспособности страны. Ведь разместить автосборку, говорит депутат, планируется в уникальных заводских цехах, созданных специально для обслуживания нужд флота. И это при том, что во Владивостоке есть еще несколько оборонных предприятий, цеха которых давно сданы в аренду. На заводских площадях торгуют мебелью и прочим ширпотребом. «Есть достаточно места на том же «Варяге», «Дальприборе» или «Изумруде», чтобы освободить пару цехов и расположить «отверточное производство» там», – считает Беспалов.

В письме депутата на имя полпреда президента в ДВФО Виктора Ишаева говорится: «Я неоднократно бывал на некогда крупнейшем предприятии Приморского края, встречался с внешним управляющим, с рабочими и ветеранами. Общее мнение большинства – завод целенаправленно разваливают». Другое письмо Беспалов направил заместителю руководителя фракции КПРФ в Госдуме Сергею Решульскому и председателю комитета Госдумы по промышленности Юрию Маслюкову. В нем сказано: «Эффективных мер по сохранению предприятия, его основных фондов стратегического значения для ремонта надводных и подводных кораблей ТОФ не принимается».

Что касается приморских автомобилистов, то их обещание Sollers открыть автозавод также не обрадовало. Активист движения ТИГР Артем Самсонов указывает, что «отверточная сборка» – это, по сути дела, те же самые «конструкторы», которые приморцы в массовом порядке собирали во Владивостоке вплоть до того момента, когда осенью 2008 года импорт автомобильных кузовов был обложен запретительной пошлиной (речь идет о схеме ввоза подержанных японских автомобилей по частям, когда кузов и двигатель ввозились отдельно друг от друга и уже в России собирались вновь, что было выгодно с точки зрения таможенных платежей). " «Конструкторов» у нас собиралось гораздо больше, чем планируется выпускать машин компанией Sollers на «Дальзаводе», – говорит Самсонов. – Рабочих мест в приморском автобизнесе также существовало гораздо больше, чем 700, причем они создавались сами собой, никто ни у кого не просил миллиардных кредитов… И вообще при чем тут «Дальзавод» – получается, нашей стране больше не нужен судоремонт?»

Как заключает депутат Законодательного собрания Приморского края, «Дальзавод» – стратегическое оборонное предприятие. Там созданы сухие и прочие доки, мощная причальная стенка, уникальные цеха. Под «отверточную сборку» планируется отдать корпусной цех, цех гальваники (который работает и для дальневосточного завода «Звезда»), возможно, что и турбинно-дизельный цех. Но что тогда будет производить «Дальзавод»? Это целенаправленный развал судоремонта и судостроения. Это граничит с преступлением.

Владивосток, Ольга Радько

© 2009, «Новый Регион – Дальний Восток»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Дальний Восток, Общество, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, Транспорт, Экономика,