Экологи считают ряд инвестиционных проектов губительными для Приморья
Подготовительные работы по проекту Приморского нефтеперерабатывающего завода (ПНПЗ) временно приостановлены компанией «Роснефть».
Поводом для этого стали настоятельные требования дальневосточных ученых и экологов о переносе площадки будущего завода. Эксперты полагают, что отсрочка связана с бесперспективностью строительства, но другие инвестиционные проекты погубят уникальную природу заповедной территории, пишет «Независимая газета».
В дирекции ПНПЗ от комментариев отказываются, уточняя, что проект находится в комиссии Государственной экологической экспертизы. Но то, что у завода могут быть проблемы со сбытом, косвенно подтвердил вице-премьер, председатель совета директоров «Роснефти» Игорь Сечин, побывавший в декабре 2009 года на запуске нефтеналивного терминала в Козьмино.
Ученые и экологи не намерены расслабляться. Для будущего нефтеперерабатывающего завода проектировщики – ОАО «Омскнефтехимпроект» – и заказчики присмотрели в Приморье площадку в районе залива Петра Великого, рядом с морским заказником «Залив Восток». Президиум Дальневосточного отделения РАН вынес вердикт, что строительство здесь нефтеперегонного завода и его морского терминала будет убийственным для природы. Береговая линия заказника окажется в километре от ПНПЗ, сам терминал расположится в 500 метрах от его морской границы. Вплотную к землям особой природной зоны будет проложена труба нефтепровода, способная перекачивать до 20 млн. тонн сырья.
«Залив Восток» – уникальная и перспективная рекреационная зона, не уступающая Сочи, здесь находится гигантское число краснокнижных животных и растений, а здешние воды – это роддом для более 65 видов морских животных и промысловых рыб, – рассказал «НГ» заместитель председателя Координационного совета по проблемам экологии Приморья Дмитрий Вышкварцев. – Здесь подходящие места для промышленного выращивания марикультуры, а не строительства губительного производства. С потенциальных морских огородов можно будет собирать до 270 тысяч тонн трепанга, мидий, гребешка и т.д. И дать около 87 тысяч рабочих мест. Завод же сможет предложить работу лишь четырем тысячам человек». Ученые опасаются, что нефтепереработка поставит крест на подобной перспективе. Нефтяные пятна, неизбежные при перекачке нефти, течением будут выноситься в воды заказника.
По мнению собеседника «НГ», проходящие в этом районе циклонические морские течения входят в бухту мимо предполагаемого терминала. Между тем при перегрузке нефтепродуктов проектировщики предусмотрели штатные разливы до 1,5 тыс. тонн. Предложенная схема размещения ПНПЗ не только наполнит бухту смертоносными веществами, но и повлияет на водообмен, приведет к опреснению вод и погубит существующую здесь флору и фауну.
Загрязнение будет идти с моря и воздуха. Плановые вредные выбросы в атмосферу составят от 23 до 58 тыс. тонн в год (150 тонн в сутки) в радиусе 6-8 км. Но в ветреную погоду территория загрязнения увеличится до 50 км. Главный научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН профессор Борис Преображенский обращает внимание, что строить ПНПЗ собираются в районе геологического разлома, где могут случиться землетрясения до 7-8 баллов и цунами. Последний толчок магнитудой в 6,7 балла был отмечен на границе южного Приморья, Северной Кореи и Китая 18 февраля этого года. «Глубина моря в этом районе не превышает 16 метров, расстояние между днищем подходящих к заводу судов и морским дном проектировщики заложили в 1,5-1,7 метра, а максимальную высоту волны – 5 метров. Но в случае цунами перепад высот больше, и если судно поднимется на километровой волне, что и бывает при цунами, то оно неизбежно ударится о грунт. И таких волн во время стихии бывает не менее шести», – продолжает Борис Преображенский.
Ученые не против развития Приморья и нефтеперегонного производства, они лишь предлагают выбрать под него другую «черную» точку на карте Приморья – район поселка Хмыловка, где создано хранилище нефтепорта Козьмино, есть причалы для загрузки танкеров и т.д. Но, по мнению проектировщиков, в этой бухте нет перспектив для наращивания мощностей ПНПЗ. «Строительство завода в заливе Петра Великого, по предварительным расчетам, обойдется в 300 миллионов долларов, а экономия от его возведения на предлагаемой нами площадке составит не менее 30 миллионов, – утверждает Дмитрий Вышкварцев. – К тому же порт в Находке после переоборудования стал бы самым мощным в регионе. Ведь сейчас на Дальнем Востоке нет ни одного порта, который перерабатывал бы 100 миллионов тонн груза в год, и строительство еще одного «малыша» неразумно».
Отношение в Приморье к будущей нефтепереработке неоднозначное. Представители власти видят в нем толчок для развития края, новые рабочие места и перспективы. По мнению доктора экономических наук, профессора Александра Латкина, благодаря собственному НПЗ край может получать качественное топливо по низкой цене. При этом, отвечая на вопрос, сможет ли Приморье привлечь азиатские страны для покупки наших нефтепродуктов, эксперт не дает однозначного ответа: «Соседям выгоднее покупать сырье у нас и перерабатывать, и, может быть, даже Япония не будет покупать приморский бензин или авиационный керосин. Но есть еще Дальний Восток, который в год потребляет 10-15 миллионов тонн жидкого топлива. Автомобилизация нарастает, значит, вырастет спрос».
Владивосток, Ольга Радько
© 2010, «Новый Регион – Дальний Восток»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».