Обитатели Амура могут пострадать от китайских бочек
Отразится ли новая авария на обитателях Амура? На это вопрос пытаются ответить и сотрудники Болоньского заповедника, которые в течение пяти лет, после крупной аварии на химзаводе в провинции Цзининь, ведут мониторинг токсикантов в заповедных водоемах.
Как сообщила заместитель директора заповедника «Болоньский» по науке, руководитель экологической общественной организации «ЭХО» Ирина Никитина, сообщения об аварии, произошедшей 28 июля в Китае, когда бурные паводковые потоки смыли со складов в провинции Цзилине и унесли в Сунгари более 7 тысяч бочек с химикатами, возвращают нас к событиям пятилетней. Тогда, в результате давности. Еще на памяти крупная авария на химзаводе в том же Цзилине, которой 100 тонн бензола и его производных попало в реку Сунгари.
Болоньский заповедник, находясь ниже по течению от места впадения Сунгари в р.Амур, также мог подвергнуться влиянию загрязнения водной среды бензольными соединениями. С целью контроля негативного воздействия загрязнения на водоемах заповедника был начат мониторинг токсикантов: в начале 2006 года состава воды рек и озер заповедника, в весенний период – в рыбах заповедника, которые в большинстве своем являются амурскими обитателями и заходят в водоемы заповедника весной для нагула и нереста. Рыбы заповедника являются также кормом многочисленных водных и околоводных птиц и животных, обитающих в Болоньском заповеднике, расположенном на Рамсарских водно-болотных угодьях международного значения. Среди них и виды редкие, находящиеся под угрозой исчезновения: дальневосточный аист, японский журавль, орланы.
Нельзя контрольными анализами охватить все животное население заповедника, поэтому на первом этапе мониторинга из числа фоновых видов рыб был выбран индикатор, который наиболее четко реагировал на загрязнение водной среды обитания. Им оказался карась, наиболее многочисленный промысловый вид. В весенний период 2006 года в мышцах рыб: карася, щуки, коня-губаря, чебака, регистрировалось содержание бензола и нитробензола, практически во всех пробах.
По результатам анализов, выполненных по договору в Инновационно-аналитическом центре Института тектоники и геофизики ДВО РАН, во всех пробах были обнаружены и металлы, в том числе антропогенного происхождения. Так содержание свинца в мышцах щуки превышало установленную норму, наибольшие концентрации бензола и нитробензола «демонстрировал» карась.
При исследовании водоемов и ихтиофауны заповедника в послеаварийный период 2007 – 2009 гг. в тканях рыб и птиц водно-болотного комплекса, выявлено снижение концентраций нитробензола и бензола в течение первого и, в большей степени, второго года после аварии, вплоть до уровней ниже предела обнаружения. Таким образом, было выявлено, что наибольшее влияние загрязнения органическими токсикантами рыб амурского ихтиокомплекса наблюдалось 2 года после аварии. Передача по пищевым цепям токсикантов, особенно тяжелых металлов, которые характеризуются способностью к накоплению в органах, не могла не отразится на фауне заповедника. Так в 2007 году при обследовании гнезд орлана-белохвоста на территории Болоньского заповедника сотрудники научного отдела обнаружили погибших птенцов в двух гнездах. Анализ останков птенца, возрастом не более месяца, показал высокий уровень содержания свинца в костной ткани, получить который птенец орлана мог только с пищей.
С 2009 года контроль содержания тяжелых металлов в амурских рыбах, видовом индикаторе – карасе серебряном, был расширен по перечню элементов до 23, кроме этого проводился анализ не только мышечной ткани, но и других органов рыб. Обследованию подвергались не только рыбы, пойманные в водоемах заповедника, проводились сравнительные ловы в створе Амура, в 5 км ниже г.Амурска, были отправлены на анализ и караси, выловленные в прудах-накопителях бывшего ЦКК. Жаль, что до сих пор нет нормативов содержания большинства металлов в живых объектах природы. Среди определяемых элементов в настоящее время в Российской Федерации установлены нормативы содержания тяжелых металлов только в качестве гигиенических требований безопасности пищевых продуктов во всех видах промысловых и диких животных, для свинца, кадмия и ртути. Поэтому в качестве сравнения определялось содержания токсикантов в рыбах, пойманных в водоемах заповедника в зимний период. В условиях промерзания и сильнейшего недостатка кислорода в зимовальных ямах может выжить только карась.
В результате исследований ряда лет выявлено, что карась, пойманный в створах оз. Болонь у п.Джуен и р.Амур у г. Амурска испытывает антропогенную нагрузку по тяжелым металлам: кадмию, свинцу, никелю, молибдену, вольфраму, во внешних органах, в мышцах и особенно в почках. Во всех пробах тканей карася серебряного определялось высокое содержание железа и марганца, в большей степени связанное с геохимической характеристикой водоемов. Максимальные уровни остальных тяжелых металлов отмечены: хром – в жабрах, мышцах и печени карася оз.Болонь, кобальт – в мышцах карасей оз.Болонь и особенно в почках карасей створа Амурска. Медь, молибден – наибольшие концентрации показали почки карасей створа г.Амурска. Вольфрам, висмут – в чешуе и почках Амурского створа.
Анализ концентраций металлов в карасе серебряном свидетельствует, что наиболее загрязненные участки р.Амур влияют на содержание токсичных металлов в мышцах и внутренних органах рыб, особенно в почках. Ежегодно проводилось более 2000 элемент-определений в тканях рыб. В 2009 году увеличилось количество образцов с содержанием ртути, это касается рыбы выловленной в Амуре (створ пр.Голбон), и карасей в водоемах заповедника в летний период. Если в 2008 году это были единичные пробы, то в 2009 году ртуть была зафиксирована в 15% проб различных органов карасей. Сравнение содержания металлов в органах карася серебряного из точек контроля бассейна Амура и техногенного пруда, изолированного от естественных водотоков, в окрестностях города Амурска, показывает, что концентрации большинства элементов из перечня мониторинга находятся в сходных диапазонах.
Исключение составляют более высокие концентрации селена, стронция и ртути в почках карасей из прудов. Так ртуть, которая использовалась при подготовке реагентов отбеливания целлюлозы, содержится в мышцах карасей в 6 раз; в жабрах – в 22 раза, в почках – в 2,6 раза выше максимального уровня амурских проб.
Тяжелые металлы, являющиеся сильными токсикантами, вызывают патологические изменения в клетках, тканях и организме рыб. При гистологическом анализе тканей обнаружены изменения в органах рыб, в большей степени в органах выведения – почках и печени. Такие поражения влияют на продуктивность промысловых видов рыб Амура, могут отразиться и на здоровье людей, часто употребляющих рыбу в пищу. Это, прежде всего, касается рыбы выловленной в прудах-отстойниках. В последние 2 года состояние Амура значительно улучшилось, и была надежда, что наша великая река справится с болезнью, но аварийные ситуации снова повторяются. Вода Амура, подвергнутая воздействию триметилхлорсилана, который сам по себе легколетуч и легковоспламеним и при контакте с кожей и глазами вызывает сильные ожоги, скорее всего не будет опасна. Химикат легко гидролизуется с образованием хлористого водорода, т.е. соляной кислоты, и количество попавшего в воду вещества не столь велико, как в 2005 году, но имеются еще и продукты распада, которые будут токсичны для гидробионтов. Конечно аварийный сброс токсикантов в наш Амур никак не будет способствовать сохранению нашей дальневосточной природы, ее богатого пока еще животного мира.
Хабаровск, Ольга Радько
© 2010, «Новый Регион – Дальний Восток»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».