AMP18+

Дальний Восток

/

Скандал в Приморье: похищено более 6 миллионов, выделенных на утилизацию АПЛ

Крупный скандал разразился в Приморском крае вокруг денег, выделенный на утилизацию атомных подводных лодок (АПЛ).

Как сообщили в пресс-службе Главного управления МВД России по ДФО, финансовая афера выявлена Сотрудниками межрегионального отдела ГУ МВД России по ДФО в городе Владивостоке во взаимодействии с коллегами из Департамента экономической безопасности МВД России.

Около 6 миллионов рублей присвоил себе бывший директор завода в Приморском крае. Предприятие, которое он некогда возглавлял, специализируется на ремонте и утилизации отслуживших свое кораблей и является в этой сфере одним из крупнейших в России.

Установлено, что в 2007 году заводом был заключен чрезвычайно выгодный контракт на утилизацию российских атомных подводных лодок класса «Виктор-3», согласно которому суммарная стоимость работ составила более 780 миллионов рублей. Примечательно, что финансирование заказа производилось Японией.

Рамочное соглашение о сотрудничестве в области ликвидации ядерного оружия, подлежащего сокращению в нашем государстве было подписано между РФ и Японией 20 октября 1993 года. Для реализации этого соглашения впоследствии был образован Комитет, а 21 ноября 2005 года подписано еще одно, на сей раз Исполнительное соглашение между Комитетом и Федеральным агентством Атомной энергии РФ (Росатом) об утилизации ряда многоцелевых атомных подводных лодок, выведенных из состава военно-морского флота на российском Дальнем Востоке.

На основании этих международных договоренностей и были получены средства, поступившие на приморский завод. Частью этих денег тогдашний руководитель предприятия решил распорядиться в личных интересах.

Пользуясь своим служебным положением, он заключил договор с одним из приморских Обществ с ограниченной ответственностью, по которому фирма обязалась составить для предприятия перечень оборудования и деталей, содержащих драгоценные металлы и входящих в оснащение утилизируемых субмарин.

За это коммерческой организации полагалось около 6 миллионов рублей. Подвох заключался в том, что фирма эта существовала только на бумаге, а работа, которую она обязалась сделать для завода, была уже давно выполнена одним из научно-исследовательских институтов (и оплачена, соответственно).

Тем не менее, руководитель завода решил реализовать свои криминальные планы. Зная, что никаких работ мифическое ООО никогда не выполняло и выполнять не будет, он подписал акт сдачи-приемки исполненного и перечислил средства на счет предприятия-фантома. По словам генерала Василькова, известно, что деньги были обналичены неустановленными пока лицами.

По данному факту возбуждено уголовное дело по части 4 статьи 160 Уголовного кодекса Российской Федерации («Присвоение или растрата, совершенные в особо крупном размере»). Санкция данной статьи предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до десяти лет.

Примечательно, что в 2008 году директор судоремонтного завода был уволен – у него закончился срок трудового договора. Сейчас этот 58-летний хабаровчанин является главным подозреваемым в деле о совершении экономического преступления. Он задержан под подписку о невыезде.

Проводятся оперативно-следственные мероприятия по установлению всех лиц, причастных к совершению этого преступления.

Расследование ведет Следственная часть при Главном управлении МВД России по Дальневосточному федеральному округу.

В 2010 году в Приморье завершилась программа утилизации пяти атомных подводных лодок класса «Виктор-3», выведенных из состава Тихоокеанского флота России (включая те, о которых идет речь в материалах уголовного дела). Работы по распилу подводных лодок проводились в рамках российско-японского межправительственного соглашения, заключенного в ноябре 2005 года.

Их финансировала Япония, заинтересованная в ядерной безопасности Азиатско-Тихоокеанского региона. Дело в том, что из-за особенностей функционирования российской системы утилизации подводных лодок часть списанных субмарин в Тихом океане образовала «кладбища кораблей», представляющие потенциальную опасность для экологии.

Реализация программы, которая называлась «Звезда надежды», началась в 2006 году. В рамках этого проекта четыре субмарины были разрезаны на заводе в Приморье и одна – на Камчатке.

Атомные подводные лодки, стоящие сегодня на вооружении пяти стран мира, наиболее активно создавались в период Холодной войны, причем большая часть построенных субмарин пришлась на СССР и США. Эти два государства к моменту окончания Холодной войны в начале 1990-х годов сумели на двоих построить около 440 атомных подводных лодок.

Большинство из них были впоследствии списаны – часть лодок устарела, другие выработали свой срок, а в остальных просто исчезла необходимость. Теперь они ожидают своей очереди на утилизацию.

Хабаровск-Владивосток, Ольга Радько

© 2011, «Новый Регион – Дальний Восток»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Дальний Восток, Общество, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, Экономика,