AMP18+

Дальний Восток

/

Подготовка к саммиту АТЭС обошлась в пять раз дороже Как строилась инфраструктура стоимостью 679 млрд рублей

Подготовка Владивостока к саммиту Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), который пройдет в сентябре, обошлась почти в пять раз дороже первоначальный сметы.

У приморских чиновников своя версия того, как появилась идея провести саммит во Владивостоке. В 2007 году тогдашний губернатор региона Сергей Дарькин попросил у правительства РФ финансовую помощь. В Приморском крае были изношены практически все очистные сооружения и стоки сбрасывались напрямую в Японское море. Владимир Путин, говорят, согласившись, предложил провести во Владивостоке встречу глав государств – участников АТЭС, пишет «Коммерсант».

За три года на создание очистных сооружений во Владивостоке и соседнем Артеме было потрачено почти 9 млрд руб., из них две трети – федеральные деньги. Правда, как уверяют местные жители, побережье в городе очистится не раньше чем через семь лет. Проект оказался более чем масштабный, его стоимость оценивается в 679 млрд руб. На подготовку города к саммиту федеральный бюджет выделил 219 млрд руб., край и город – совокупно 116 млрд руб., еще 344 млрд руб. – внебюджетные средства. Общая смета увеличилась в 4,6 раза от изначально планируемой суммы, подсчитала на прошлой неделе Счетная палата. Вместе со сметой увеличилось и количество объектов, которые останутся в городе после саммита. По подсчетам аудиторов, к началу июня построено почти все, что планировалось.

Первый маршрут, по которому проедут участники саммита, – построенный дублер трассы М-60 «Уссури» от поселка Новый через полуостров Де-Фриз, который низководным мостом соединен со станцией Седанка, и до бухты Патрокл. На этот проект бюджет страны выделил 21 млрд руб., еще почти 9 млрд руб. – средства края. Горожане называют хайвей протяженностью 42 км гостевой трассой. Еще одно название автомагистрали – «дорога-скандал».

В июне на участке у бухты Тихой дождь смыл 20-метровую подпорную стену. В результате обвала часть асфальта треснула. Несмотря на то что никто не пострадал, поскольку участок закрыт для движения, Дмитрий Медведев заявил о привлечении к ответственности виновных строителей, пригрозив им банкротством. Следственный комитет России по Приморью сразу же возбудил уголовное дело. В центре скандала оказалось ЗАО «Тихоокеанская мостостроительная компания» (ТМК) – генподрядчик этой стройки.

Заместитель гендиректора ТМК Александр Гофман водит нас по участку у бухты Тихой, где уже не осталось следов разрушения. «На этом откосе была почти вертикальная подпорная стена, – указывает он на крутой спуск к морю. – А теперь отмерьте 60 м, такой кусок асфальта треснул, а не все полотно, как писали газеты». Он объясняет причины обвала тем, что при строительстве подпоры и полотна не создали систему водоотвода, без которой, как признаются сами строители, нельзя было обойтись. Губернатор Владимир Миклушевский, для которого обвал дороги у бухты Тихой стал первым серьезным испытанием на посту главы края, считает, что проблема в некачественной проектной документации. В хабаровском филиале ГипродорНИИ, который и проектировал дорогу, эти претензии не признают.

Скандал со смытым участком так же быстро закончился, как и начинался. Следователи насчитали ущерб в размере чуть менее 2 млн руб., губернатор уволил директора департамента дорожного хозяйства края Андрея Разгонова, который не уследил за стройкой. ТМК пообещала за свой счет построить для местных жителей в другом месте гаражи, находившиеся у бухты, – часть из них была смыта после обвала.

К саммиту АТЭС во Владивостоке кроме дублера ТМК (выручка компании в 2010 году, по данным «СПАРК-Интерфакс», достигла 9,79 млрд руб.) строит мост через бухту Золотой Рог почти за 20 млрд руб. и дорогу протяженностью 5 км, которая соединит этот переход с Патроклом (сумма контракта – свыше 2 млрд руб.). У такой компании не может не быть недоброжелателей, заинтересованных в преувеличении масштабов бедствия, заявила местным СМИ Марина Ломакина, глава саморегулируемой организации РОСПК (куда входит ТМК). «Сегодня ТМК находится в судебном процессе с одной из компаний, не выполнившей свои обязательства. И у этой компании есть влиятельные покровители», – указывает она.

«Ъ» изучил материалы арбитражных судов, в которых фигурирует ТМК, и обнаружил, что самый крупный спор у компании возник с ее субподрядчиком по строительству моста через Золотой Рог ОАО «Дальмостострой» (ДМС). По этому контракту ДМС требует от ТМК 1 млрд руб. В мае суд первой инстанции взыскал в пользу ДМС менее четверти требуемой суммы, но тяжба не закончена. ДМС входит в группу Ru Com, где до января этого года совет директоров возглавлял Михаил Абызов, с мая министр РФ, он координирует работу «Открытого правительства».

В ДМС категорически отрицают какую-либо причастность к раздуванию скандала вокруг обвала дороги у бухты Тихой. «У нас банальный хозяйственный спор, да и то по договору субподряда по строительству мостового перехода через Золотой Рог», – говорит представитель компании.

Ситуация вокруг участка у бухты Тихой привела к тому, что сейчас все стройки к саммиту АТЭС тщательно проверяют специалисты. «Инспекторы придираются даже к тому, как вкручены лампочки», – говорит сотрудник нового терминала аэропорта Владивостока. На прошлой неделе отстроенный аэровокзал показали Дмитрию Медведеву.

Старый терминал аэропорта Кневичи был построен в 1970-х годах, подъехать к нему от взлетно-посадочной полосы (ВПП) по узкой рулежной дорожке могут бизнес-джеты и небольшие самолеты. Крупные же лайнеры паркуются в 2 км от здания.

Порт, принимающий сейчас 1,5 млн пассажиров в год, был спроектирован так неудачно, потому что на здешнем аэродроме базируется военная и гражданская авиация. Это стало главным козырем Минобороны, возражавшего против нового терминала рядом с ВПП, вспоминает один из сотрудников аэропорта. По его словам, аргумент ведомства был таков: объект режимный, хотя сейчас частота полетов военных самолетов во Владивосток сокращается.

С министерством, владеющим крупными землями в Приморье, везде были проблемы, подтверждает один из бывших краевых чиновников. «Приходилось согласовывать каждый четвертый объект к саммиту», – добавляет он. В какой-то момент военные ушли в такую глухую оборону, что год назад в ситуацию вмешался Дмитрий Медведев, охарактеризовав ее как бардак.

Итогом спора с военными стало появление нового терминала там, где и задумывалось,– рядом с ВПП с выездом на гостевую трассу. Бюджет выделил деньги на реконструкцию полосы, которая увеличилась на треть, до 3 км. Весь комплекс с учетом аэровокзала обошелся почти в 12 млрд руб., из которых половина пошла на новый терминал: его строительство власти поручили принадлежащему государству ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» (МАШ). Взамен МАШ получил в управление госпакет старого терминала аэропорта Владивостока (52%). Под новый аэровокзал создали отдельную компанию «Терминал «Владивостока»", где МАШ получил 75%, еще 25% у ВЭБа, выдавшего кредит на 1,8 млрд руб. МАШ вложил в терминал собственные 4,63 млрд руб. «Существенную часть денег, вырученных от продажи ТНК-ВР прибыльного топливозаправочного комплекса в Шереметьево, мы реинвестировали во Владивосток», – говорит гендиректор МАШ Михаил Василенко, но не конкретизирует сумму. Окупить инвестиции в Приморье аэропорт Шереметьево надеется в течение десяти лет.

Пропускная способность нового терминала – свыше 3,5 млн пассажиров в год. Только до конца этого года аэропорт Владивостока обслужит 1,8 млн человек, а через три-четыре года – 3 млн, надеется господин Василенко. По его плану, пока новый аэровокзал не вышел на проектную мощность, на свободной площади можно разместить, например, спа-салоны.

Владивосток, надеются чиновники края, должен не только перетянуть на себя чартеры из аэропорта Хабаровска, но и развивать региональные перевозки. МАШ в свое время настаивал на введении во Владивостоке режима открытого неба, снимающего для иностранных перевозчиков лимиты по частоте рейсов в город. Это может оказаться на руку и региональным властям, ожидающим притока туристов. МАШ рассчитывает продать старый терминал, осталось только договориться с другими акционерами – структурами, аффилированными с экс-гендиректором «Владивосток авиа» Владимиром Сайбелем (28%) и нефтекомпанией «Альянс» (16%). На базе старого аэровокзала можно создать VIP-залы для бизнес-авиации, рассчитывают чиновники.

От аэропорта до города построена новая ветка для «Аэроэкспресса» (50% принадлежит РЖД), для этого правительство выделило 6,5 млрд руб. Общая стоимость запуска электричек, по словам президента РЖД Владимира Якунина, превысила 8 млрд руб. Выходит, что еще 1,5 млрд руб. вложили частные владельцы «Аэроэкспресса» – акционеры «Трансмашхолдинга».

Вантовый мост почти на 3 км через пролив на остров Русский, где и пройдет саммит, – сооружение монументальное. Высота пилонов – 320 м. Для сравнения: высота подобных конструкций моста Стоункаттерс в Гонконге составляет 298 м, а моста Нормандии во Франции – 215 м.

На мосту к Русскому ветер сдувает каску. «Давайте помогу закрепить», – предлагает Игорь Тюнин, гендиректор СК «Мост», получивший контракт на стройку. Все конструкции устанавливались с использованием GPRS и ГЛОНАСС, поэтому конструкции установлены точно, успокаивает господин Тюнин. Он говорит, что таких сооружений в мире нет. Эта фраза всегда фигурирует как аргумент в спорах по поводу дороговизны строительства моста, на который бюджет выделил 32 млрд руб.

СК «Мост», принадлежащая Владимиру Костылеву и Евгению Суру (их совокупное состояние Forbes оценивает в $1,5 млрд), строит к Олимпиаде-2014 вантовый мост для совмещенной автомобильной и железной дороги от Адлера до курорта «Альпика Сервис» в Красной Поляне. «Но опыта строительства такого моста, как во Владивостоке, ни у кого в нашей стране нет», – говорит гендиректор СК «Мост». Тем не менее именно эту компанию Дмитрий Медведев еще в должности президента назначил генподрядчиком стройки. Местные строители утверждают, что главным претендентом на этот контракт было омское НПО «Мостовик», разрабатывавшее проект строительства моста. Но проектировщик, похоже, в обиде не остался. «Мостовик», как и другое объединение – «Мостостройиндустрия», поставлял нам конструкции для моста», – рассказывает господин Тюнин.

«Китайский снаряд летит сюда 30 секунд – вы должны успеть защитить родину» – так описывал свою армейскую службу на острове Русский Евгений Гришковец в романе «Как я съел собаку». У владельца Crocus Group Араса Агаларова, чье состояние Forbes оценивает в $1,6 млрд, в отличие от героев романа Гришковца было больше времени «спасти родину» – три года. Генподрядчиком застройки острова бизнесмен тоже назначен отдельным указом президента. Началось все с того, что куратор строек к саммиту во Владивостоке первый вице-премьер Игорь Шувалов вызвал владельца Crocus на совещание, где обсуждалась смета будущего проекта: за предлагаемую сумму девелопер предложил построить больше площадей, чем планировалось (см. интервью). Правда, бюджету РФ в итоге пришлось вложить в проект 70 млрд руб. вместо первоначальных 54 млрд руб., но и строить пришлось больше.

«Агаларов появился в тот момент, когда точка невозврата была пройдена: нужно было срочно начинать застраивать Русский», – вспоминает один из федеральных чиновников. Сейчас на Русском острове, куда переедет университетская набережная с водопадом, почти 1 млн кв. м недвижимости.

Апартаменты для профессоров, где во время саммита поселят первых лиц стран – участниц АТЭС, – классический пентхаус. Студенческие комнаты, где в сентябре поживут гости рангом пониже, напоминают стандартный номер в добротном отеле. Море – в 100 м. Настоящий курорт по сравнению с теми условиями, в которых сейчас живут студенты Дальневосточного федерального университета (ДВФУ). Коллега-американка из Russia Today, с которой мы оказались в университетском хостеле N1 в центре Владивостока, охарактеризовала увиденное так: «O, my пи...ец». Эти остатки ДФВУ должен продать, чтобы компенсировать часть затрат бюджета страны на строительство кампуса на Русском.

Губернатор Владимир Миклушевский отмечает, что одна из задач властей – остановить давно возникшую миграцию населения: в крае сейчас живет около 2 млн человек, что на четверть меньше, чем в начале 1990-х годов. Для этого край будет использовать оставшуюся после саммита инфраструктуру для создания в регионе крупной рекреационной зоны и новых производств.

Власти рассчитывают, что бюджет сможет зарабатывать и на притоке туристов – за счет строящейся игорной зоны в Уссурийском заливе у Артема. На Русском же создается туристическая особая экономическая зона, где Игорь Шувалов предложил создать курорт с сафари, добавляет один из краевых чиновников.

Крупный бизнес также надеется, что саммит АТЭС позволит превратить Владивосток из последнего европейского города в Азии первым, а именно воротами в центр России. Группа «Сумма» Зиявудина Магомедова, «Базовый элемент» Олега Дерипаски, ВТБ, «Транснефть», фонд «Сколково» учредили Национальный деловой центр (НДЦ), который стал оператором делового саммита АТЭС. На этой встрече примут участие главы экономик и президенты крупных корпораций региона. «Мы сформировали повестку с тремя ключевыми пунктами – обеспечение продовольственной безопасности, развитие логистическо-транспортной системы и развитие инноваций», – рассказывает глава правления НДЦ Владимир Андросик.

Только из Китая ежегодно отправляются в Европу товары на $500 млрд, большая часть экспорта идет морем, через Индийский океан. «Через Россию перевозится менее 1%", – говорит господин Андросик. По его словам, чтобы увеличить транзит через Владивосток по территории России, необходимо модернизировать железные дороги и сделать лояльнее систему тарифов. Через Приморье в Азию можно экспортировать и зерно из Алтая.

Владивосток, Ольга Радько

© 2012, «Новый Регион – Дальний Восток»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Дальний Восток, Общество, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, Туризм, Финансы, Экономика,