AMP18+

Дальний Восток

/

Эксперты: Программы развития Дальнего Востока не работают в полной мере

Новая стратегия развития необходима Дальнему Востоку. Это заявление зампреда правительства РФ – полпреда президента страны в ДФО Юрия Трутнева стало поводом для дискуссии участников Экспертного совета при Законодательном собрании Приморского края. Специалисты обсудили, нужны ли вообще территориям стратегии развития и о чем говорит опыт их реализации в Приморье и во всем округе.

«За последние 15 лет приняли множество программ. У них разные судьбы, разная эффективность. Почему стратегии не работают в полной мере? Возникает вопрос: либо мы занимаемся ненужным делом, либо занимаемся им непрофессионально», – задал тон разговору председатель Законодательного собрания Приморского края Виктор Горчаков.

Мнения экспертов разошлись.

«Эффективность любой стратегии снижается, если заказчик дистанцируется от разработчика, отсутствует преемственность, слабо контролируются механизмы управления процессами их реализации», – заявил директор Азиатско-Тихоокеанского института миграционных процессов Юрий Авдеев.

В качестве примеров он привел проекты «Большой Владивосток», «Тихоокеанская Россия», стратегии развития Приморского края до 2025 года и Владивостока до 2020 года. Один из немногих удачных результатов, по его мнению, – подготовка к саммиту АТЭС.

«Зачастую смешивают понятия стратегий, планов, программ, а это разные вещи. Горькая истина состоит в том, что стратегии у нас пишутся не для исполнения, а чтобы отчитаться или получить за них деньги. Их эффективность близка к нулю, тем более когда пишут «под царя». Стратегия – не то, что мы хотим сделать, а то, что можем в имеющихся условиях, – поддержал коллегу директор Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН Виктор Ларин. – Она нужна, прежде всего, власти. Звучат такие лозунги: создадим экономику и привезем людей. А сколько их нужно и какова цена, кто-нибудь посчитал?»

Ни одна из предыдущих стратегий и программ развития Дальнего Востока не была профинансирована больше чем на восемь процентов

С тем, что различного рода программы существуют сами по себе, а жизнь развивается независимо от них, согласны многие эксперты.

«На мой взгляд, необходимо дать власти представление, чего хочет общественность. Когда перед Россией стояла цель создать форпост на Тихом океане, она ее достигла. А в рамках какой стратегии мы существуем сейчас? Стратегическая цель государства – не потерять Дальний Восток. А у населения округа – жить не хуже, чем на западе страны. Кто-нибудь подсчитывал, какой ВРП нам нужно вырабатывать на человека, чтобы прилично жить? Сколько и откуда взять дополнительную рабсилу, и какой национальности? Для постоянного проживания или для исполнения необходимой работы? Какое должно быть законодательство для защиты российских интересов?» – включился в обсуждение генеральный директор Дальневосточного научно-исследовательского института морского флота Ярослав Семенихин.

Главная проблема территории сегодня – сокращение местного населения, говорят ученые. Причем уезжают молодые люди, с высоким интеллектуальным потенциалом. Они не видят на Дальнем Востоке перспектив для своей реализации и комфортной жизни. Поэтому стратегия выхода из сложившейся ситуации нужна как государству, так и обществу.

«Но как можно оценивать качество предыдущих программ развития Дальнего Востока, если ни одна (исключая те, что касались АТЭС) не была профинансирована больше чем на восемь процентов?» – заметил председатель ДВО РАН академик Валентин Сергиенко.

Счетная палата РФ усомнилась в реалистичности исполнения как указов президента, так и федерального бюджета в 2014-2016 годах. С 2014 года бюджет переходит на программное финансирование: по 39 госпрограммам запланировано потратить 8,2 триллиона рублей, но программы не готовы.

Как заявила председатель Счетной палаты Татьяна Голикова, ни одна госпрограмма, с точки зрения ее отражения в бюджете, не соответствует тому, что в ней написано. Так, программа повышения конкурентоспособности промышленности предполагает рост производительности труда к 2018 году в 1,36 раза (в сравнении с 2011 годом), а указ президента – в 1,5 раза. Из 360 целевых индикаторов госпрограмм в бюджете отражены 222. Они сильно варьируются по срокам, в большинстве нет информации о связи с другими программами, целевые показатели не отражают собственно целей, а количественные – обоснованности их достижения, говорится в заключении Счетной палаты.

Владивосток, Дарья Неклюдова

© 2013, «Новый Регион – Дальний Восток»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Дальний Восток, Общество, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, Финансы, Экономика,