В России прошли торжества в честь 110-летия подвига крейсера «Варяг»
Вчера в стране прошли мероприятия, посвященные 110-летию подвига крейсера «Варяг» и канонирской лодки «Кореец» в первый день русско-японской войны. Как известно, «Варяг» принял неравный бой, отказавшись спустить Андреевский флаг и сдаться японскому флоту.
Во Владивостоке почести экипажам «Варяга» и «Корейца» отдавали на мемориальном Морском кладбище у монумента «Нижним чинам крейсера «Варяг», погибшим в бою с японской эскадрой при Чемульпо 27 января 1904 года». В память о героях-матросах священнослужители Владивостокской епархии провели траурную литию. Почетный караул произвел оружейный салют, присутствующие возложили венки и цветы к братской могиле низшим чинам крейсера.
Во Владивостоке похоронены 15 героев крейсера «Варяг», останки которых в 1911 году были перенесены в Россию из Кореи. Один из них – легендарный матрос Сила Васильевич Псалом. Он, отслужив срок на флоте и собираясь в Россию, накануне узнал, что крейсер примет бой, добился разрешения остаться и героически сражался. Награжден медалью «За отвагу».
Кстати, на Морском кладбище стоит именно монумент, а не памятник, поскольку он выражает особо величественный, значительный подвиг боевого духа нижних чинов экипажа, о которых, говоря о морских походах и сражениях, как правило, не упоминают. Память о русских матросах увековечена и в корейском порту Инчхон (бывший Чемульпо), где проходили лечение получившие ранения в ходе боя моряки.
Вчера же на 33-м причале Владивостока владыка Владивостокский и Приморский Вениамин освятил три походных храма. Один из них будет установлен на ныне действующем в составе Тихоокеанского флота флагманском корабле – гвардейском ракетном крейсере «Варяг».
Торжества, посвященные 110-летию подвига легендарного военного корабля, также прошли в других регионах страны и, в частности, на родине командира «Варяга», контр-адмирала Всеволода Руднева – в деревне Савино Тульской области, где несколько лет назад был открыт музей контр-адмирала, и самой Туле.
По традиции торжества начались митингом на площади у памятника Рудневу в Туле. Почтить память земляка собрались несколько десятков ветеранов военно-морского флота – членов регионального «Морского собрания», юные моряки из тульского клуба «Юнга», местные жители. После возложения венков к памятнику Рудневу участники торжеств направились в Тульский государственный музей оружия, где состоялось собрание, посвященное юбилею битвы при Чемульпо. В этот день в музее открылась новая выставка – «Легенада гордого «Варяга».
В торжестве принял участие внук контр-адмирала Всеволода Руднева Никита Пантелеймонович Руднев...
На ультиматум японского адмирала Урну сдаться и спустить флаг русские корабли ответили отказом. «Варяг» и канонерка «Кореец» вступили в бой с девятью японскими кораблями. Около часа смогли выстоять русские моряки. Чтобы «Варяг» не достался врагу, крейсер был затоплен, а «Кореец» взорван. После переговоров с японским командованием было достигнуто соглашение, что русские моряки не будут считаться военнопленными, а получат право вернуться на родину. История
В 1904 году моряков «Варяга» Россия встретила как героев. Хотя многие из них совсем не ждали такой реакции. Ведь бой был проигран, а корабли потеряны. Однако родина рассудила иначе. Экипаж, а это более 600 человек, вернулся в Одессу, откуда по железной дороге проследовал в Санкт-Петербург. По всему маршруту морякам оказывался торжественный и трогательный прием. 16 апреля они прибыли в столицу и колоннами промаршировали от Николаевского вокзала до Зимнего дворца. Здесь моряков-героев приветствовал император Николай II. Они были приглашены на торжественный обед во дворец. Всем матросам «Варяга» в подарок от императора были вручены именные часы.
Самое удивительное, что поступок русских моряков считали героическим и их противники – японцы. В 1907 году японский император наградил орденом Восходящего солнца капитана крейсера Всеволода Руднева в знак признания героизма русских моряков. Более того, молодых японских офицеров учили мужеству и стойкости, ставя в пример экипажи «Варяга» и «Корейца». Принимая неравный и безнадежный бой, русские моряки показывали противнику, что легкой победы в войне с Россией не будет, что каждый ее воин будет стоять до конца и не отступит до последнего.
Трагедия «Варяга»" и поражение при Цусиме, по словам журналистов того времени, «сделали русский флот дорогим русскому сердцу». Срочно был создан «Особый Комитет по усилению военного флота на добровольные пожертвования. Его членами стали не только известные всей стране великий князь Михаил Александрович или председатель Государственной Думы Родзянко, но и самые простые люди, «чьи знания и опыт могли принести пользу делу, например, поручики Ильин, Плещев, лейтенант Дорожинский». Принципиально важно, что сбор денег и их расход был поставлен под строжайший контроль, каждый месяц публиковались результаты проверок. Их точность оставила четверть копейки!
Деньги собирали, что называется, всем миром. Так, дворянство пожертвовало 2,2 миллиона рублей (12,7 процентов от всей суммы), военнослужащие – 2,3 миллиона (13 процентов), крестьяне – 2 миллиона (11,5), духовенство – 591 тысячу (3,4), купечество – 500 тысяч (3), рабочие, приказчики и мелкие торговцы – 126 тысяч (0,8), учащиеся, учителя и профессора – 276 тысяч (1,6), благотворительные общества и клубы – 419 тысяч (2,4), высочайшие особы – 1,1 миллиона рублей.
Следует учесть, что кроме городских управ, земств и дум все взносы производились только частными лицами. Понятие «патриотизм» не было тогда пустым звуком для российских подданных. Некие «студент-электротехник» и «старый профессор» отдали флоту по 1000 рублей. Жертва Цусимской трагедии капитан А. Андреевский положил 762 рубля, вдова механика М. Раевская – 3000 рублей. Золотопромышленник Золотарев внес 30 тысяч рублей. В списке жертвователей на российские корабли самые разные народности: и немцы, поселяне Бессарабской губернии, и евреи Подольской губернии, и киргизы Актюбинского уезда, и башкиры, и узбеки, и калмыки, и мусульмане, и старообрядцы...
В списке тех, кто пожертвовал средства, есть самые неожиданные адреса, например, «кочующие народы Ставропольской губернии» собрали 300 тысяч рублей, «Чрезвычайное Тамбовское Губернское Земское Собрание» – 100 тысяч рублей, эмир Бухарский положил миллион рублей. Деньги на русский флот шли даже из заграницы. В маленькой горной Сербии нашлись люди, собравшие на русский флот 1200 рублей. Монахи Святой горы прислали восемь тысяч, китайские кули – 11 тысяч рублей. Даже из Турции – «извечного врага» России – поступило 2,8 тысячи рублей.
Всего на собранные деньги в России было построено 18 минных крейсеров, в том числе самый быстроходный миноносец типа «Новик», 4 подводные лодки. Но Комитет занимался не только флотом. В январе 1910 года он ходатайствовал перед императором «об обращении оставшихся неизрасходованными на морской флот 900 тысяч рублей на создание военного воздушного флота и о разрешении Комитету продолжить сбор добровольных пожертвований на ту же цель». Уже в марте из Франции в Россию были доставлены первые 7 самолетов, купленные на собранные Комитетом деньги, а в Севастополе была организована авиашкола. Осенью 1911 года ее отряды впервые в русской армии принимали участие в маневрах Санкт-Петербургского, Варшавского и Киевского военных округов.
Москва, Ольга Радько
© 2014, «Новый Регион – Дальний Восток»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».