Есть ли жизнь после выборов Мнение экспертов
Российский бюджет, который планируется утвердить в ближайшее время, преподнесет неприятные сюрпризы. По мнению экспертов, принявших накануне участие в экономическом клубе ФБК на тему «Есть ли жизнь после выборов: о чем говорит бюджет 2012-2014», основной финансовый документ страны несет несколько значительных рисков на фоне приближающейся второй волны глобального кризиса.
Открывая заседание клуба, директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев отметил, «бюджет на ближайшие три года можно назвать военно-ориентированным». Растут расходы на оборону (с 13,9% в 2011 году до 18,8% в 2014-м) и на национальную безопасность и правоохранительную деятельность (с 11,3% в 2011 году до 14,2% в 2014-м). При этом расходы, связанные с инвестициями в человеческий капитал, достигнув пика в преддверии выборов, затем начинают снижаться.
«Так, доля расходов на образование, достигнув 5,1% в 2011 году, должна резко снизиться в 2014 году – до 3,4% от всех расходов федерального бюджета. То же самое происходит с расходами на здравоохранение: максимум придется на 2011 год – 4,6%, а к 2014 году их доля упадет до 3,2%», – привел данные Николаев.
Однако его главные опасения вызывают неснижаемые обязательства государства – по увеличению пенсий, довольствия военнослужащих и т.д., а также по финансированию мегапроектов – олимпиады, чемпионатов мира и саммита АТЭС.
«Взять эти обязательства легко, но от них невозможно отказаться, так как это взрывоопасно», – отметил экономист. И это в ситуации, когда мировая экономика, по мнению, Николаева, «вползает во вторую волну кризиса».
При этом эксперт подчеркивает, что заложенные в бюджет приоритеты – это «не те обязательства, которые стимулируют экономическую активность». В итоге, эксперт считает, что «бюджет 2012-14 гг. говорит о том, что жизнь будет тяжелой».
Николаева поддержал заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) Евгений Гонтмахер. По его словам, помогая пенсионерам, государство почему-то не занимается помощью работающему населению, численность которого сокращается.
«Образование и здравоохранение – это инвестиции в тех, кто, собственно и будет производить ВВП, кто должен на себе вытащить экономику», – отметил эксперт.
Наоборот, по его мнению, значительная часть социальных расходов переносится на средний класс. В частности, пресловутое увеличение социальных отчислений с высоких зарплат на 10%, которые не будут учитываться в формировании будущей пенсии, Гонтмахер назвал «налогом на высокие зарплаты».
Также он обратил внимание на то, что ВПК становится все больше похожим на советское сельское хозяйство – превращается в «черную дыру», которая высасывает огромные средства из бюджета.
Руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич считает, что повышение расходов в кризис с их последующим снижением – это общемировая практика. Однако отличие России, по его словам, заключается в том, что мы единственные, кто не снизил расходы после пика кризиса и повысил неснижаемые социальные обязательства. В итоге сегодня расходы консолидированного бюджета находятся на уровне в 38% ВВП – это «верхний предел для стран нашего уровня развития».
По мнению эксперта, проблема в том, что государство не просчитывало, как будет исполнять взятые обязательства хотя бы через 15 лет. Причина в том, что принятые обязательства зачастую носили бессистемный характер, т.е. никак не встраивались в стратегию развития страны, а также в том, что ухудшилась структура этих расходов – произошел резкий сдвиг от «продуктивных» (национальная экономика, здравоохранение, образование) расходов к «непродуктивным» (социальным, оборонным), которые не стимулируют развитие экономики.
Среди рецептов улучшения ситуации эксперт назвал срочную «разморозку» бюджетных правил, действие которых приостановлено из-за кризиса до 2015 года, введение моратория на повышение налогов для несырьевого сектора и увеличение расходов на инфраструктуру, образование и здравоохранение за счет снижения расходов на оборону и чиновников.
Москва, Анастасия Смирнова
© 2011, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».