Европа. Боль без роста Нобелевский лауреат Пол Кругман об экономической ситуации в Европе
На прошлой неделе Европейская комиссия подтвердила то, что все давно подозревали: экономика региона сокращается, то есть, не растет. Это еще не официальная рецессия, но возникает реальный вопрос, насколько глубоким будет падение. Об этом пишет в своей колонке в газете The New York Times лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Кругман.
По его словам, нынешний спад бьет по государствам, которые не оправились от последней рецессии. Несмотря на все проблемы Америки, ее валовый внутренний продукт в конце концов превзошел докризисный пик, чего не скажешь о Европе. Некоторые государства страдают от боли, степень которой сравнима с эпохой Великой депрессии: Ирландия и Греция вдове сократили производство, в Испании уровень безработицы достиг 23%, резкий спад в Британии продолжается дольше, чем в 1930-х.
«Хуже того, европейские лидеры – и немало влиятельных игроков – по-прежнему преданы экономической доктрине, которая и привела к этой катастрофе», – пишет Кругман.
Между тем, по его оценке, ситуация не обязательно была бы такой угрожающей. Хотя Греция оказалась бы в тяжелой ситуации вне зависимости от принятых политических решений, но её положение стало ещё хуже, чем это было необходимо, благодаря европейским лидерам и европейской элите, которые фантазируют об уроках истории.
Кругман обращает внимание, что в начале 2010 года строгость экономической политики – утверждение, что правительство должно сократить расходы даже в условиях высокого уровня безработицы – стал последним писком моды в европейских столицах. Доктрина утверждала, что основной негативный эффект от сокращения расходов на занятость может быть возмещен изменением «уверенности», что дикое сокращение расходов приведет к росту потребительских и бизнес- затрат, а страны, которые не в состоянии осуществить такое сокращение, получат отток капитала и рост процентных ставок.
Однако на деле, как отмечает Кругман, последствием жесткой экономии стало падение частных расходов. При этом, как обращает внимание эксперт, на рынке долговых облигаций доходность бумаг таких проблемных стран, как Ирландия и Португалия, которые являются последователями доктрины жесткой экономии, по-прежнему слишком высока, что означает недоверие инвесторов к экономике этих государств. Это происходит потому, что сокращение расходов привело к депрессии в экономике, подрывая налогооблагаемую базу до такой степени, что отношение долга к ВВП, уровень показателя финансового прогресса, становится все хуже, а не лучше.
В то же время страны, которые не прыгают в поезд жеской экономии – в первую очередь, Японии и США – по-прежнему имеют очень низкую стоимость заимствований, игнорируя мрачные прогнозы финансовых ястребов, обращает внимание Кругман.
«Я понимаю, почему влиятельные люди не желают признать, что политические идеи, которые, как они думали, отражают глубокую мудрость, фактически привели к полному разрушительному безумию. Но пришло время отказаться от бредовой веры в добродетель аскетизма в период депрессии экономики», – считает Кругман.
Нью-Йорк, Андрей Романов
© 2012, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».