AMP18+

Финансы

/

Цены на бензин в России приготовились к росту Биржевые котировки на топливо уже повысились на 4,5-6%

Розничные цены на бензин, непрерывно снижавшиеся на протяжении 11 недель, в середине февраля прекратили падение. Оптовый рынок в ожидании весны тоже оживился – несмотря на рекордные накопленные запасы, стоимость наиболее популярных бензинов на бирже за последнюю неделю выросла на 4,5-6%. Хотя нефтяники и договорились с минэнерго не повышать цены на топливо до президентских выборов, выполнять договоренности все сложнее из-за роста мировых цен на энергоносители, пишет газета «Коммерсантъ».

Издание отмечает, что пока минэнерго косвенными мерами сдерживает экспорт, но участники рынка сходятся во мнении, что после выборов стоимость топлива неминуемо вырастет, если власти не заключат новую сделку с нефтяниками.

Потребительские цены на автомобильный бензин за 14-20 февраля в среднем по РФ не изменились, сообщил в пятницу Росстат. Стоимость бензинов непрерывно снижалась с конца ноября на 0,1-0,2% в неделю. Стагнация цен отмечена на фоне роста выпуска продукции – производство автобензинов увеличилось по сравнению с предшествующей неделей на 4,1%, дизельного топлива – на 1,3%. Тенденция на оптовом рынке топлива гораздо более очевидная. По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, биржевой индекс на бензин АИ-95 за последнюю неделю увеличился на 4,6%, на АИ-92 – на 6,2%. В пятницу на бирже был заключен контракт на покупку 2,8 тыс тонн АИ-92 с Рязанского НПЗ по цене 27,2 тыс рублей за тонну, тогда как 7 февраля аналогичные объемы с того же завода продавались по 24,7 тыс рублей за тонну.

«Участники рынка в последнее время стали брать объемы, которые раньше были сравнительно дороги», – говорит руководитель проектов журнала «Нефтегазовая вертикаль» Михаил Турукалов. Он привел в пример совершенную в пятницу биржевую сделку, в ходе которой с Волгоградского НПЗ «ЛУКОЙЛа» было продало 60 тонн бензина АИ-92 по 28,1 тыс рублей за тонну. Господин Турукалов отметил, что «ЛУКОЙЛ» стал предлагать свой бензин по таким ценам в начале февраля, и до недавнего времени покупателей на него не было.

Рост стоимости топлива в оптовом звене пока не отражается на рознице – как ранее писал «Ъ», минэнерго и нефтяные компании договорились о замораживании розничных цен на бензин на уровне конца декабря до президентских выборов. Поскольку в мае 2011 года правительство в рамках борьбы с топливным кризисом повысило экспортные пошлины на бензин, нефтяники во второй половине прошлого года вообще не отправляли топливо на экспорт. В результате сформировались очень значительные запасы, которые и привели к снижению цен: обещая сохранить цены на бензин на уровне декабря, нефтяные компании фактически ничего не теряли.

Однако уже с начала января начала меняться внешнеэкономическая конъюнктура – стоимость нефти на мировых рынках, в основном из-за ситуации вокруг Ирана, уверенно преодолела $110 за баррель марки Brent. За последнюю неделю нефть подорожала уже до $124 за баррель, вплотную приблизившись к максимумам 2011 года, а экспортная альтернатива для нефтепродуктов из РФ, даже с учетом заградительных пошлин, стала более выгодной, чем продажа на внутреннем рынке. Так, в пятницу с Киришского НПЗ было продано 2 тыс тонн АИ-95 по цене 29 тыс рублей за тонну, а экспортная альтернатива (по данным РТС-ММВБ) для аналогичного бензина из Киришей составляла 31,8 тыс рублей за тонну. Такая же ситуация складывается на Рязанском и Ярославском НПЗ – экспортная альтернатива превышает текущие биржевые котировки не менее чем на 2 тыс рублей за тонну. Глава Российского топливного союза Евгений Аркуша говорил на прошлой неделе, что уже сейчас для российских нефтяных компаний экспорт бензина становится более выгодным, чем его продажа по «замороженным» ценам на внутреннем рынке. Минэнерго, опасаясь дефицита нефтепродуктов, создало оперативный штаб, который ежедневно мониторит объемы экспорта. Пока ведомство не применяет прямых мер ограничения экспорта, пытаясь влиять на процесс косвенно: нефтяным компаниям поручено к апрельскому пику потребления создать резерв топлива в размере 1,7 млн тонн. Для этого, чтобы не создавать дефицит на рынке, нефтяники вынуждены снижать возможные экспортные объемы.

Срок договоренности минэнерго и нефтяных компаний истекает в марте. Ранее и минэнерго, и ФАС говорили, что не ожидают роста цен на бензин. В пресс-службе минэнерго в пятницу подтвердили, что министерство по-прежнему не видит предпосылок для роста цен. Собеседник «Ъ» из крупной нефтяной компании придерживается другого мнения: по его словам, даже если не учитывать рост мировых цен, стоимость бензина на внутреннем рынке должна отыграть январское повышение акцизов.

«Полагаю, повышение цен после выборов все же произойдет, хотя оно и не будет очень резким. Важнейшим фактором здесь будет изменение стоимости нефтепродуктов на мировых рынках, – говорит директор по развитию ИАЦ «Кортес» Павел Строков. – Если правительство решит не допустить роста цен, ему придется идти на новые договоренности с нефтяными компаниями».

По данным источника «Ъ» в правительстве, сейчас обсуждаются определенные компенсации для нефтяников (за счет изменения налогового режима для отрасли), в обмен на которые они согласились бы удерживать цены. Однако никаких конкретных схем пока не выработано.

Москва, Анастасия Смирнова

© 2012, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Ямал, Урал, Общество, Россия, Скандалы и происшествия, Транспорт, Финансы, Экономика,