Падение цен на нефть сильно ударит по рейтингу России Стрессовый сценарий от S&P
Продолжительное падение цен на нефть может нанести России существенный ущерб. Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's в случае стрессового сценария, предусматривающего снижение средней цены на нефть марки Urals до $60 за баррель, может снизить суверенный долгосрочный рейтинг РФ сразу на три ступени. При этом если правительство не сможет решить проблему дефицита, рейтинг может быть понижен еще более существенно, предупреждает S&P.
Эксперты агентства обращают внимание, что цены на нефть оказывают колоссальное влияние на экономику России, в частности показатели реального и номинального ВВП, а также торговлю и валютный курс. Однако самое сильное влияние, как полагает S&P, они оказывают на общественные финансы.
Эксперты отмечают, что номинальный ВВП России, как и любой сырьевой экономики, обусловлен не столько ростом реальной экономики, сколько ценами на сырьевые товары. В 2003-2011 годах и объем номинального ВВП, и цены на нефть марки Urals увеличились примерно в 4 раза. В 2009 году, когда среднегодовая цена нефти снизилась более чем на треть, объем номинального ВВП в течение года сократился более чем на 25%. В целом такая же тенденция наблюдается в торговом балансе России, где на долю экспорта сырой нефти и нефтепродуктов приходится значительно больше 50% всего товарного экспорта (газ обеспечивает еще 10%, металлы – 20%), и таким образом динамика торгового баланса зависит от цен на нефть. Даже изменение валютного курса российского рубля по отношению к доллару США (после поправки на инфляционный дифференциал) очень тесно связано с изменением цен на нефть. Валютный курс повышается при росте цен на нефть и снижается при их падении.
«Повышение цен на нефть в течение почти всего прошлого десятилетия поддерживало экспансионистскую фискальную политику, позволяя наращивать бюджетные резервы. Тем не менее, фискальная экспансия, и не в последней степени крупные расходы в рамках стимулирующей бюджетной политики в период недавнего кризиса, привели к существенному увеличению доли расходов по отношению к ВВП», – отмечает агентство.
При этом S&P констатирует, что несмотря на рекордный объем доходов от продажи нефти в 2011 году профицит бюджета составляет лишь 0,8% ВВП.
«Мы ожидаем, что в 2012 году для формирования сбалансированного бюджета цена на нефть должна составлять $120 за баррель», – считает агентство.
При средней цене на нефть марки Urals на уровне $110 за баррель 2011 год стал для российской экономики и ее общественных финансов еще одним годом рекордных нефтяных доходов, объем которых существенно превысил показатели 2008 года, когда наблюдался последний исторический максимум ($95 за баррель). На середину марта 2012 года цена на нефть стабилизировалась на уровне примерно $125 за баррель.
В зависимости от сценария, которые рассматривает S&P, долгосрочный суверенный рейтинг России может быть понижен (до трех ступеней рейтинговой шкалы) в ситуации, при которой среднегодовая цена на нефть снизится до $60 за баррель, и останется на этом уровне в течение длительного периода.
S&P отмечает, что пока высокие цены на нефть позволяют поддерживать уровень государственных расходов. Однако давление на расходную часть бюджета, например со стороны стареющего населения, или в случае выполнения значительной части расходных обещаний, сделанных в ходе президентских выборов, может привести к необходимости увеличения доходов бюджета, что делает российские общественные финансы уязвимыми к снижению цен на нефть.
По оценкам агентства, снижение цен на нефть на $10 приведет к увеличению дефицита бюджета на 1,4% ВВП. «При реализации крайне неблагоприятного стрессового сценария, который предусматривает падение цен на нефть до $60 за баррель, и их сохранение на этом уровне, мы ожидаем, что дефицит бюджета составит более 8% ВВП», – считает агентство.
S&P отмечает, что рассматривает два стрессовых сценария. Согласно более мягкому из них – нефть может упасть до $80 за баррель, а согласно базовому – $100.
При этом аналитики агентства отмечают, что вероятность двух стрессовых сценариев (падение цен на нефть до $60 и до $80 за баррель) в ближайшие два года составляет мнее чем один к трем. Однако S&P добавляет, что лишь немногим более двух лет назад фактическая средняя цена нефти составляла $60 за баррель, а годом позже – немногим менее $80.
«Мы полагаем, что значительная и, возможно, неупорядоченная коррекция экономического развития в Азии в целом и Китае в частности может привести к существенному снижению цен на нефть, что окажет негативное влияние на экономику России», – говорится в сообщении агентства.
S&P обращает внимание, что зависимость от нефти (и других сырьевых товаров) остается одним из основных факторов уязвимости российской экономики, особенно общественных финансов страны. Корректировка цен на нефть в сторону снижения, особенно если она сохранится долгое время, быстро приведет к давлению на общественные финансы.
Агентство напоминает, что когда цена на нефть марки Urals снизилась с пикового среднемесячного уровня $135 за баррель в июне 2008 года до $42 в декабре того же года, Россия пережила это исключительно серьезное шоковое потрясение, имя относительно прочные позиции.
«В 2008 году был профицит бюджета РФ, который составлял 4,9% ВВП. Кроме того, благодаря наращиванию государственных активов в предыдущие годы, положительное значение чистых активов составляло почти 16% ВВП. Три года спустя, несмотря на то, что в 2011 году цена на нефть была в среднем на $15 выше, чем в 2008 году, профицит бюджета составлял менее 1% ВВП, а положительное значение чистых активов сократилось до 3% ВВП, обеспечивая России значительно меньшую «подушку безопасности» на случай нового шокового изменения цен на нефть», – отмечает агентство.
В настоящее время РФ имеет следующие рейтинги S&P: по обязательствам в иностранной валюте – долгосрочный «BBB» со стабильным прогнозом и краткосрочный «A-3», по обязательствам в национальной валюте – долгосрочный «BBB+» со стабильным прогнозом и краткосрочный «А-2».
Франкфурт, Анастасия Смирнова
© 2012, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».