В России будут штрафовать и сажать за использование виртуальной валюты Минфин пытается законодательно обосновать запрет биткоинов
Минфин по поручению правительства разрабатывает законопроект, который вводит в законодательные нормы понятие «денежный суррогат» и предусматривает административное и (или) уголовное наказание за оборот виртуальной валюты. Правительство и Центробанк с начала года пытаются запретить в России оборот виртуальных валют (в первую очередь, биткоинов). Все прежние ограничительные меры не имели правового обоснования, а часто и реальных последствий.
Правительство через единый портал раскрытия проектов нормативных актов regulation.gov.ru сообщило о разработке Минфином законопроекта, которые должен полностью запретить оборот виртуальных валют в России. Из сообщения Минфина следует, что законопроект направлен на брьбу с криптовалютами, в основном – с биткоинами, сообщает газета «Коммерсант».
Министерство предлагает запретить выпускать денежные суррогаты в электронном виде и использовать их в качестве платежного средства, а также обменивать их на рубли или иностранную валюту. За нарушение запрета предполагается введение «административной и (или) уголовной ответственности». Кроме того, разработчики документа намерены блокировать интернет-сайты, где виртуальные валюты можно выпускать и использовать. «Виртуальная валюта не имеет статуса законного средства платежа ни в одной юрисдикции. Неподконтрольность национальным органам власти привлекает к ней теневой сектор экономики»,– говорится в тексте уведомления.
Правительство и Центробанк с января 2014 года пытаются запретить оборот виртуальных валют, однако максимум, на что хватило регуляторов – это вывод биткоинов из легального оборота финансовыми организациями. Перестали принимать биткоины в популярной сети кофеен и в нескольких турагентствах, прибалтийских авиакомпаниях и некоторых других организациях. «Теневой» оборот, а также легальное использование криптовалюты частными лицами остановить не удалось.
Причиной тому – отсутствие нормативных определений для виртуальных валют и законодательных норм, которые обосновывали бы запрет и предусматривали санкции за его нарушение. Как ранее сообщал «Новый Регион», в конце января Банк России отнес биткоины к «сурротатам валюты», запретив выпуск данного вида валюты на территории РФ. Однако нормативное определение понятия «денежный суррогат» или «суррогат валюты» в законодательстве отсутствует, как и ответственность за неисполнение этого запрета. ЦБ пригрозил нарушителям «запрета» (а по-сути – пожелания) тем, что использование биткоинов будет рассматриваться регулятором как ««потенциальная вовлеченность в осуществление сомнительных операций» – т.е. проверками, поиском других нарушений и предупреждениями. Как ранее указывалось, этот жест ЦБ приняли к сведению» считанное количество предприятий, для которых использование криптовалюты было, скорее, имиджевым делом.
К попыткам Банка России по запрету криптовалют подключилась Генпрокуратура.
«Собственники криптовалют на сегодняшний день лишены на территории России и других государств возможности защиты своих интересов в судебном и административном порядке» – посетовали в Генпрокуратуре и предложили «защитить» собственников электронной валюты от самой валюты.
В феврале в надзорном ведомстве пообещали, что пока нет соответствующих правовых норм, нарушителей несуществующих правил ждут полицейские проверки и меры прокурорского реагирования. ФСБ и МВД пообещали блокировать деятельность граждан и организаций проверками, которые должны выявлять «иные преступления». В Генпрокуратуре обосновали свою инициативу заботой о правах граждан: «Цены на криптовалюты определяются исключительно спекулятивными действиями, что влечет за собой высокий риск потери стоимости и, как следствие, нарушение прав держащих его граждан и организаций» – обозначил надзорный орган общую позицию Генпрокуратуры, ЦК РФ, ФСБ и МВД.
С точки зрения дальнейшей правоприменительной практики, по мнению управляющего партнера Legal Capital Partners Дмитрия Крупышева, нарушение запрета на выпуск и использование криптовалют, если законодатель не введет в Уголовный кодекс новую статью, можно было бы квалифицировать по статьям «Мошенничество» или «Незаконная предпринимательская деятельность». «Но в силу специфичности этого инструмента сформировать состав преступления может быть затруднительно: сторонами сделок, в частности, могут использоваться виртуальные кошельки на зарубежных ресурсах» – приводит «Ъ» мнение эксперта.
Для легализации преступных средств и наркоторговли чаще всего используются наличные, отследить которые сложнее, чем виртуальные платежи. Между тем, правительство отступило и на этом направлении: Минфин с весны приостановил работу над законопроектом об ограничении расчетов наличными.
Москва, Алексей Усов
© 2014, РИА «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».