В правительстве идет борьба вокруг налога с продаж: он разгонит инфляцию и обнулит экономический рост Против нового налога выступают Минпромторг, Минфин и Минэкономразвития
Третье из профильных министерств присоединилось к лагерю противников введения в России налога с продаж. Позицию МЭР и Минфина поддержали в Минпромторге. Пресс-секретарь президента Песков заверил, что «решение еще не принято», другие чиновники администрации президента утверждают, что налог будет введен и решение не будет пересмотрено, но уверены, что это идея правительства. Налог с продаж одновременно с НДС недолго существовал в начале 2000-х годов, пока Конституционный суд не признал двойное налогообложение неконституционным. Сейчас правительство решило вернуться к прежней практике.
Решение о введении налога с продаж в дополнение к НДС было принято в конце июля на совещании у президента РФ. Альтернативой было повышение НДС до 20% со следующего года. Президент поддержал введение трехпроцентного налога с продаж. По данным газеты «Ведомости», автором идеи был помощник президент Андрей Белоусов.
Законопроект о трехпроцентном налоге с продаж был внесен Минфином в начале августа. Поправки в Налоговый кодекс разрешают регионам вводить этот налог с 2015 г., определять его ставку (до 3%), порядок уплаты, льготы. Платить будут компании и индивидуальные предприниматели, часть товаров и услуг от него освобождены (например, хлеб, молоко, детская одежда и обувь, лекарства, сдача жилья в аренду).
При этом в Минфине изначально возражали против введения этого налога, и законопроект был внесен, чтобы не сорвать сроки, оправдываются в ведомстве.
Налог с продаж существовал одновременно с НДС до 2004 года. Он был отменен после того, как двойное налогообложение был признано неконституционным. Собираемость налог с продаж была крайне низкой: лишь 30% по данным 2002 года. Сейчас Центр макроэкономических исследований (ЦМИ) Сбербанка рассчитывает на 50% собираемости за счет того, что доля крупных магазинов и сетей в товарообороте увеличилась до 22%.
Проект почти не отличается от закона, который ранее действовал и с 2004 года был отменен: до сих пор не решены проблемы низкой собираемости и противоречия с Конституцией. Надо было не новый закон принимать, а отменить закон об отмене налога с продаж, высмеивают эксперты налоговую инициативу.
Бывший замминистра экономразвития Сергей Беляков перечислил основные проблемы с введением нового налога: одновременное действие двух косвенных налогов (налога с продаж и НДС), сложность администрирования, рост цен, проблема собираемости данного налога.
По оценке ЦМИ, новый налог принесет максимум 350 млрд рублей (при допущении о 50%), минимум – 150 млрд рублей (если уплачивать налог в полном объеме будут только крупные торговые сети). Доходы же от повышения НДС (по двум ставкам – с 10 до 12% и с 18 до 20%) составят 375 млрд рублей, при этом собираемость налога оценивается правительством на уровне 94%, отмечают эксперты ЦМИ. ФНС уже научилась контролировать незаконное возмещение НДС, подтверждает чиновник Минфина. При этом, при введении налога с продаж придется разрабатывать и механизм его возврата (чтобы исполнить давнее требование Конституционного суда), что вернет ситуацию с ФНС на исходные позиции. После введения налога с продаж доля теневого бизнеса может вырасти и Минфин рискует потерять базу по другим налогам, предупреждают аналитики.
В ФНС опасаются, что с новым налогом вырастет нагрузка на налоговую и на предпринимателей: придется вводить кассы для тех, кто применяет упрощенную систему налогообложения, контролировать конечные точки продаж, присылать туда инспекторов. При этом деятельность фискального ведомства в последние годы была направлена на автоматизацию контроля и переход к дистанционной работе.
После введения двойного налогообложения предпринимателям придется покупать сырье в сетевых магазинах и платить и налог с продаж, как потребителям и НДС, что не может не отразиться на росте цен. ЦМИ Сбербанка ожидает, что налог с продаж поднимет инфляцию на 2,1 процентного пункта. Это будет «бонусом» к инфляции 2015 года, которую глава «Роснано» Анатолий Чубайс накануне оценивал выше 8%. По данным Центробанка, всего лишь только обсуждение налоговых изменений вынудило ЦБ поднять ключевую ставку до 8%.
Скачок цен приведет к падению розничных продаж. В сценарии с повышением НДС на 0,8% это привело бы к вычету 0,3-0,4 п. п. из роста ВВП, а при введении налога с продаж на 1% вычет из роста ВВП – 0,5 п. п., оценивают эксперты ЦМИ. Если бы налог был введен в этом году, мера бы обнулила экономический рост.
Сторонники введения налога настаивают, что он поможет регионам: НДС перечисляется в федеральный бюджет, тогда как налог с продаж поступает в региональные. На спасение регионов и направлено повышение налогов (из-за выполнения президентских указов и падения поступлений по налогу на прибыль у них сильно растут дефициты). При этом расходы регионов на исполнение указов в 2015 году достигнут 603,2 млрд рублей и всего на 41,9% будут покрыты дотациями на сбалансированность из федерального бюджета, а дефицит бюджетов – 800 млрд рублей. Налог с продаж снизит дефицит всего до 600-650 миллиардов. При этом есть еще риски обвала налога на прибыль, как было в 2013 году, тогда трансферт в федеральный бюджет придется увеличивать даже при введении налога с продаж.
В итоге от введения налога с продаж смогут отчасти выиграть только те регигоны, у которых высоки показатели по доле розничного товарооборота, генерируемого розничными сетями. По этой формуле налог поможет лишь Алтайскому краю, Адыгее и Татарстану: у них относительно высокий показатель (доля розничного товарооборота) и при этом есть дефицит бюджета. Но дефицит невелик, и эффект от повышения НДС был бы для их бюджетов таким же, отметили в ЦМИ Сбербанка.
Москва, Алексей Усов
© 2014, РИА «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».