AMP18+

Финансы

/

Минфин обосновал раскулачивание сырьевых компаний Нефтяники из доноров бюджета стали едва ли не главной проблемой для экономики

Министр финансов Антон Силуанов мотивировал грядущее «раскулачивание» сырьевых компаний сверхдоходами нефтяников, полученными за счет девальвации рубля. А также тем, что при текущей стратегии взаимодействия с этой отраслью, нефтяники стали из доноров бюджета едва ли не главным препятствием для оздоровления экономики. По расчетам Минфина девальвация с конца 2014 по начало 2016 года принесет отрасли больше 500 миллиардов рублей только за счет изменения суммы вычета в рублях НДПИ. К этому приплюсуется снижение издержек компаний и другие факторы. За счет этого правительство сможет пополнить дефицитный бюджет – по расчетам Минфина, как раз всеми допдоходами отрасли.

«Ослабление рубля с 38 руб. за доллар в 2014 году до ожидаемого уровня в 63,3 рубля в 2016 году приведет к росту размера вычета с 570 до 950 рублей. В то же время рост издержек компаний оказывается существенно меньше, так как изменение номинального курса сопровождается реальным ослаблением рубля. Выгода нефтяных компаний от изменения суммы вычета в рублях только по НДПИ на нефть составит порядка 500 млрд руб., что практически полностью обеспечивает рост показателя EBITDA российских нефтяных компаний» – пояснил Силуанов в своей статье для газеты «Ведомости» намерение пополнить бюджет за счет «девальвационных доходов» сырьевых компаний.

Напомним, ранее глава Минфина не раз заявлял о намерении «снять сливки» с нефтяной отрасли через повышение налогов: «Мы лишь снимаем сливки, которые компании получили от того, что изменился курс рубля. Мы абсолютно правильное предложение рассматриваем в правительстве о дополнительном перераспределении маржи в экономике». Силуанов уверен, что сырьевые экспортеры в условиях преодоления Россией «голландской болезни» не должны иметь преимущества, какие у них были в последние годы.

Пока все инициативы Минфина встречают значительное сопротивление как премьер-министра Медведева, так и нефтяников. Идея использовать пониженный курс доллара (44 рубля) при расчете необлагаемой налогом цены на нефть, за счет чего правительство могло бы получить 600 млрд рублей, была «зарублена» премьером. Нефтяники пожаловались на то, что нагрузка на них вырастет слишком сильно, а к 2025 году отрасль потеряет около 7 триллионов рублей в результате снижения инвестиций.

Следом было выдвинуто более скромное предложение: повысить НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), но вместо обещанного одновременного снижения экспортной пошлины до 36%, оставить ее на прежнем уровне – 42%. Один этот маневр может принести в бюджет около 300 миллиардов рублей.

Оппоненты Минфина нашли контраргументы и в этом случае. В результате заморозки пошлины добыча нефти в 2016 году упадет на 7-10 миллионов тонн, пожаловался министр энергетики Александр Новак.

Президент Путин поддержал эту инициативу, посоветовав соблюдать осторожность: «действовать здесь в высшей степени нужно аккуратно, чтобы не ослабить экономику компаний-экспортеров, сохранить их инвестиционные возможности».

После этого ответа внутриправительственная борьба Минфина с противниками его радикальных методов продолжилась некоторой уступкой нефтяникам. Сейчас предполагаемая сумма допдоходов бюджета за счет сырьевой отрасли составляется не столько из дополнительных сборов, сколько из ожидания усиленного взыскания налоговых и таможенных долгов и включения в доходную часть бюджета доходов от размещения ЦБ и Минфином суверенных фондов.

По мнению главы Минфина, в условиях кризиса сырьевые компании превратились из доноров бюджета в едва ли не главный тормоз для восстановления и развития экономики: «По итогам первого полугодия 2015 г. в условиях снизившейся выручки мы стали свидетелями увеличения объема инвестиций российских нефтяных компаний. Такая ситуация оказалась возможной исключительно за счет того, что все сокращение денежного потока легло на плечи резко снизившихся налоговых отчислений, в то время как нефтяные компании получили даже прирост остающихся в их распоряжении сумм за счет опережающего роста рублевых сумм налоговых вычетов по НДПИ и экспортной пошлине (а никак не сокращения уровня своих затрат). Де-факто источником средств для увеличения инвестиционных программ стал рост дефицита бюджета и увеличение объема государственных заимствований».

Силуанов предлагает нефтяниками увеличивать «показатели отдачи на каждый рубль вложенных средств»: «Запланированного роста прибыли и добычи компании должны достигать с меньшим объемом инвестиций. Для этого необходимо сокращать издержки и аккуратно подходить к выбору инвестиционных проектов. Пока же мы наблюдаем обратную картину: операционные издержки компаний активно растут, зарплаты в индустрии в отличие от бюджетного сектора индексируются, причем местами и двухзначными темпами. И все это де-факто финансируется ростом бюджетного дефицита, сокращением уровня запланированных расходов и повышенным уровнем процентной ставки в экономике».

Москва, Алексей Усов

© 2015, РИА «Новый День»

В рубриках / Метки

Москва, Югра, Ямал, Урал, Центр России, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, Финансы, Экономика, Минфин РФ, Нефть и газ, Финансовый кризис,