AMP18+

Финансы

/

Падающий рубль вызвал ажиотаж на рынке потребительского кредитования Россияне тратят заемные средства на бытовую технику и электронику

В январе российские банки столкнулись со значительным ростом спроса населения на потребительские кредиты для покупки товаров в торговых сетях, что нетипично для этого месяца, пишет «Коммерсантъ». Нескольких лидеров рынка POS-кредитования отметили, что традиционно низкие январские выдачи сравнялись с выдачами обычного в этом отношении месяца – ноября 2015 года.

Эксперты отмечают, что такое поведение граждан может обернуться неприятностями как для них самих, так и для финансово-кредитных организаций, так как налицо девальвация рубля и усугубляющийся экономический спад. По словам банкиров, особенно активно в январе граждане скупали электронику и бытовую технику, как и в разгар обрушения курса рубля год назад, с той лишь разницей, что сейчас это все больше делается в кредит, а не за свой счет. Отмечают существенный рост спроса населения на электронику в январе и ритейлеры.

Нетипичное поведение потребителей участники рынка объясняют рядом причин. Так, например, электроника и бытовая техника в основном импортного производства, что на фоне роста курса валют приводит к их значительному подорожанию на фоне других товаров, таких как мебель или одежда, что подогревает спрос. Многие граждане, опасаясь очередного витка роста цен приобретают товары заранее.

Между тем, как пишет издание, эксперты подчеркивают, что опыт прошлого года показал, что особого экономического смысла в повышенном потреблении таких товаров, а уж тем более в кредит, нет. «Аналогичный всплеск ажиотажного спроса на товары из-за ожиданий повышения цен уже был в конце 2014 года. Впрочем, в итоге рост цен не оказался столь значительным, так как продавцы, желавшие сохранить свою долю рынка, не стали отражать в ценниках реальное ослабление рубля, чтобы не отпугнуть потребителей», – напомнил главный экономист «ПФ Капитал» Евгений Надоршин.

По данным ЦБ, с начала 2015 года курс доллара (по состоянию на 21 января) вырос на 41%. При этом, как отмечает Надоршин, рост цен в зависимости от товарного сегмента составил от 10% до 40%. «В итоге граждане, чьи доходы и так существенно снизились из-за роста инфляции и сокращения экономики, оказались на руках с товарами, которые могли быть им и не нужны, и даже не имели возможности перепродать их по повышенной цене», – заключил он.

По его мнению, из-за невысокого уровня финансовой грамотности значительной части населения прошлогодний опыт не был воспринят, и в ажиотажной ситуации история повторяется. При этом, учитывая разморозку кредитования, риски возникают не только у граждан, но и у банков, агрессивно наращивающих портфели таких кредитов: в будущем они рискуют столкнуться с ростом просрочки, предупреждает управляющий партнер НАФИ Павел Самиев.

Москва, Иван Гридин

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках

Москва, Центр России, Общество, Россия, Финансы, Экономика,