В России стало популярно лишение гражданских прав из-за болезни ради недвижимости пациентов
Конституционный суд (КС) приступил к рассмотрению дела о процедуре, в соответствии с которой граждан признают недееспособными по психиатрическим причинам. На соответствие нормам Констутиуции будут проверены акты, по которым человека можно лишить гражданских прав без его ведома. По мнению экспертов, психические заболевания часто становятся поводом для принудительной изоляции пациентов, ради возможности опекунам распоряжаться их недвижимостью.
По оценкам Адвокатского центра по защите прав людей с умственными или психическими расстройствами, который представлял иск Штукатурова в ЕСПЧ, в России около 125 тысяч людей с умственными или психическими расстройствами содержатся в стационарах всю жизнь, а психиатрические больницы предоставляют еще 165 тысяч мест. Ежегодно происходит около 650 тысяч госпитализаций. Оценить, какая доля из числа пациентов оказалась лишена прав в результате незаконных действий опекунов, не берутся даже эксперты.
С просьбой проверить на соответствие Конституции отдельные нормы Гражданского процессуального кодекса (ГПК) и закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» обратились трое истцов, которые считают себя лишенными общегражданских прав без их ведома, сообщает GZT.ru.
Согласно существующему порядку признанный недееспособным гражданин не может самостоятельно, без посредничества опекунов, обратиться в суд, в том числе для того, чтобы оспорить свой статус.
С жалобой обратились жители Санкт-Петербурга Павел Штукатуров и Юлия Гудкова, а также Мария Яшина из Московской области, указавшие, что о своей недееспособности узнали случайно, потому что не присутствовали на судебном заседании и не были извещены о решении суда.
Если КС признает оспариваемые нормы несоответствующими Основному закону, заявители могут восстановить свою дееспособность и гражданские права. К тому же это должно смягчить нормы закона о психиатрической помощи.
Толчком к рассмотрению жалобы в КС стал вердикт Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), вынесенный в марте прошлого года по делу «Штукатуров против России». В конце 2004 года Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга заочно признал Штукатурова шизофреником и назначил опекуном его мать. Процесс длился около 10 минут, и судья вынес решение только на основании медицинского заключения, в котором не содержалось информации о том, как заболевание Штукатурова повлияло на его социальную жизнь.
ЕСПЧ счел, что российские судебные власти нарушили положения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, что судебное разбирательство было несправедливым, необоснованным и немотивированным. Вмешательство в свою жизнь Штукатуров, по решению страсбургских судей, никак не мог оспорить, иначе как по заявлению опекуна, которая была против этого. Похожие истории произошли и с двумя другими истцами, причем они считают, что опекуны действовали с корыстным умыслом и специально признали их недееспособными, чтобы получить право распоряжаться их недвижимостью.
Полпред от Севета Федерации в КС Алексей Александров заявил, что судебное решение не может основываться только на заключении психиатра и врач не должен быть судьей, но тут же оговорился, что в вопросах психиатрии нужно быть очень осторожным. «Существует и оборотная сторона медали, – напомнил Александров уже после заседания КС. – Если ослабить закон, то возможно увеличение количества людей с опасными психическими расстройствами, свободно передвигающихся по улицам».
По действующему закону о психиатрической помощи попасть на встречу к содержащимся в психиатрических лечебницах пациентам невозможно без разрешения опекунов. Те часто запрещают визиты адвокатов и правозащитников, поэтому пациенты оказываются в полной изоляции. «Действующие нормы о недееспособности не соответствуют международным и европейским стандартам. Человек, которого экспертная комиссия признала недееспособным, еще до вынесения решения суда лишается большинства своих прав. Он не может самостоятельно не то что совершать сделки с имуществом и обращаться в суд, но даже свободно встречаться с людьми или вступать в брак», – приводит газета GZT.ru слова Директора Российского исследовательского центра по правам человека, медицинского психолога Любови Виноградовой.
Москва, Алексей Усов
© 2009, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».