Живот на продажу: от безденежья россиянки двинулись в сурмамы Количество желающих стать «инкубатором» возросло на 50%
После резкого падения курса рубля количество женщин, готовых стать суррогатными матерями в разных регионах России, выросло до 50%. По информации клиник и агентств, занимающихся суррогатным материнством, рост предложений напрямую связан с кризисом – россиянки, потерявшие работу, хотят таким образом заработать. Зарубежным клиентам также стало выгоднее обращаться к помощи российских «живых инкубаторов», поскольку суррогатное материнство в России оказалось значительно дешевле зарубежного, отмечают «Известия».
Суррогатная мать – женщина, которая вынашивает ребенка (оплодотворение происходит посредством ЭКО), генетическими родителями которого являются другие люди. После родов сурмама отдает малыша его родителям, а сама получает гонорар, который по России составляет от 800 тыс. до 1 млн рублей. Согласно российскому законодательству, суррогатной матерью может стать женщина в возрасте от 20 до 34 лет, при этом у нее уже должен быть как минимум один свой собственный ребенок.
В агентстве «Суррогат беби», работающем в Калининграде и Петербурге, количество россиянок, желающих получить «работу» суррогатной матери, увеличилось с начала года на 50%, а количество иностранцев увеличилось в первую очередь за счет пар из Германии. Руководитель центра суррогатного материнства «Персона» Елена Котова рассказала о резком росте желающих на роль такой роженицы с Украины – их число выросло в 10-20 раз. В московском отделении агентства репродуктивных технологий «Спарта» также подтвердили рост из-за кризиса количества россиянок-сурмам. В петербургском представительстве исполнительный директор агентства Алена Белобородова отметила, что все роды суррогатных матерей, даже если заказчики – иностранцы, проходят в российских больницах. При этом на протяжении всего периода беременности родители ребенка выплачивают ежемесячное пособие женщине, вынашивающей их малыша.
Наталья Петрова из Екатеринбурга, которая решилась на сурматеринство и сейчас ищет подходящий вариант, рассказала, что к идее вынашивания чужого ребенка ее подтолкнуло безденежье, а решение она обдумывала полгода. «У меня растет без отца 6-летняя дочь, во время кризиса я потеряла источник дохода – у меня был собственный детский сад, но его пришлось закрыть. Я не могу найти работу, отец ребенка не помогает, а на мне помимо всего прочего еще висит ипотека, – пояснила Петрова. – На суррогатное материнство возможно решиться, только если жизнь заставит. Тех денег, что я получу за вынашивание ребенка для пары, нигде не заработать. Тем не менее я изучала опыт других сурмам, законодательство – в целом это безопасно. Однако нужно учитывать, что работа суррогатной матери сложная не только потому, что нужно вынашивать плод, но и потому, что перед этим требуется гормональное стимулирование, ЭКО, которое может и не пройти с первого раза». По ее словам, «важны не только деньги, но и хорошие человеческие отношения с парой клиентов».
Руководитель пресс-службы Sweetchild Group Вадим Бахтов рассказал, что ежедневно десятки девушек обращаются в агентства, занимающиеся суррогатным материнством, однако только 5% от всех желающих в итоге становятся сурмамами. По его словам, определенного портрета женщины, решившейся на суррогатное материнство, нет. «К нам обращались девушки из самых разных регионов, с высшим образованием или без него, разного социального положения. Нужно иметь в виду, что суррогатное материнство – вопрос не только финансовый, но еще и альтруистический – это не способ быстрого обогащения. С момента принятия решения стать мамой чужого ребенка до родов может пройти 2-3 года», – отметил Бахтов.
По словам Бахтова, в 2013 году, по данным Российской ассоциации репродукции, в России было проведено в ЭКО-клиниках 800 циклов по программам суррогатного материнства. Правовые положения суррогатного материнства в России прописаны в ряде федеральных законов, в первую очередь в законе «Об основах охраны здоровья граждан РФ», в Семейном кодексе РФ и в законе «Об актах гражданского состояния». Согласно действующим нормам, граждане вправе воспользоваться услугами «живого инкубатора» на коммерческой основе, если вынашивание и рождение ребенка генетической матерью невозможно по медицинским показаниям. При этом зарегистрировать новорожденного в загсе как собственного ребенка генетические родители могут только с согласия выносившей эмбрион женщины. После совершения записи в книге записей рождений оспорить материнство уже нельзя.
Напомним, что в апреле 2014 года экс-глава комитета Госдумы по делам семьи, женщин и детей, ныне сенатор Елена Мизулина выступила за запрет коммерческого суррогатного материнства в России, подготовив соответствующий законопроект. Согласно документу, суррогатной матерью предлагалось разрешить становиться только родственницам одного из супругов, имеющим документы, подтверждающие родство. Похожее ограничение уже действует в Великобритании – закон этой страны запрещает будущим родителям оплачивать услуги «живых инкубаторов». Во многих странах мира суррогатное материнство вовсе запрещено.
Москва, Зоя Березина
© 2015, РИА «Новый День»