Население РФ стало меньше пить: не на что и некому Минздраву рано радоваться: сокращается как само население, так и деньги у потребителей
В Минздраве объявили о победе госпрограмм по внедрению здорового образа жизни: за 2015 год на душу населения пришлось 11,5 литра спирта против 13,5 в прошлом году. Отраслевые эксперты и демографы заметили, что министерство подтасовывает факты: сокращение потребления было незначительным и произошло это не благодаря госполитике. Просто стало меньше тех, кто пьет: в начале 90-х родилось очень мало детей и соответственно сейчас оказалось меньше покупателей спиртного. А у фактических потребителей из-за кризиса заметно упала покупательная способность.
По данным Росстата в 2014 году на душу населения приходилось 13,5 литра спирта в год, а в 2015 году – только 11,5 л. С января по октябрь в стране было куплено на 4,7% меньше спиртного, чем за аналогичный период прошлого года (859 млн л против 953 млн л в абсолютном алкоголе). Продажи водки снизились на 6,7%, слабоалкогольных коктейлей – на 22,8% в пользу сидра и медовухи, которые идут в подсчетах в категории «Вино и прочая слабоалкогольная продукция». Благодаря этому приему пропагандисты могут утверждать, что граждане РФ предпочли вино водке, хотя речь идет больше о слабоалкогольных напитках в целом. Потребление пива и коньяка осталось на прежнем уровне.
Сменилась и структура потребляемых напитков: россияне стали реже покупать водку и чаще – вино. В Минздраве уверяют, что это результат работы государства для оздоровления граждан. В частности, директор федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии Минздрава Татьяна Клименко утверждает, что на смену приоритетов населения и сокращение потребления в целом повлияли такие меры, как запрет торговли спиртным по ночам. «Снижение начало происходить с тех пор, как алкоголь перестали продавать по ночам. Это очень позитивный момент, который говорит о действенности ограничительных мер. Результат видно: на улице пьяных почти нет» – цитируют Клименко «Известия».
Представители Минздрава уверены, что тренд на снижение количества выпитого сохранится и в 2016 году: «Всё зависит от того, какую информационную кампанию будут вести СМИ. Если продолжат продвигать здоровый образ жизни (ЗОЖ), ГТО, то и настроения населения будут соответствующие».
Демографы и участники рынка считают такие заявления представителей Минздрава подтасовкой фактов. Во-первых, объем продаж крепких спиртных напитков падает из-за роста акцизов и увеличения доли контрафакта на рынке. Об этом свидетельствуют не только данные алкопроизводителей и аналитических агентств, но и участившиеся факты отравлений поддельным алкоголем. В Минздраве заявляют, что это «лоббистские утверждения» производителей: «За контрафактом пойдет далеко не каждый, его пьют единицы» – уверяют чиновники.
Кроме того, Росстат и Минздрав измеряют потребление алкоголя в пересчете на душу населения, а не на количество лиц старше 15 лет, то есть фактически пьющих. И как раз количество реальных потребителей, а не детей «бэби-бума нулевых» или глубоких стариков, заметно уменьшается, что оказывает ключевое влияние на статистику потребления алкоголя.
«Учитывая долю нелегального рынка, мы пьем примерно 12,5-13 л спирта на душу населения, на этом же уровне пьют и в странах Евросоюза. При этом общий объем потребления сокращается из-за демографии: в начале 1990-х родилось мало детей, из-за этого с 2007-2008 годов пивная индустрия очень пострадала. Сейчас это отражается уже и на крепком алкоголе» – заметил гендиректор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз.
Председатель правления РОО «Совет по общественному здоровью и проблемам демографии» Дарья Халтурина отметила, что по данным наркологов снижение потребления есть и в группе фактически пьющих. Но снижение незначительное и оно обусловлено кризисным уменьшением покупательной способности населения.
Вполне возможно, что победные реляции Минздрава, основанные на довольно сомнительных расчетах, появились, чтобы оправдать расходы на правительственную кампании по внедрению ЗОЖ и повышению культуры потребления алкоголя. Предположительная стоимость PR-акций 2,3 миллиарда рублей, правительство пока не утвердило смету этой кампании.
Москва, Алексей Усов
© 2015, РИА «Новый День»