Роспотребнадзор объяснил журналистам, как сообщать о самоубийствах Поменьше бурных эмоций, побольше объективности
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) разработала специальная рекомендации для СМИ – как сообщать про самоубийства. Документ размещен на сайте ведомства.
В документе сказано: «Вызывает опасение широкое освещения в СМИ случаев самоубийства. Так, репортажи с материалами о самоубийстве размещаются на первые полосы печатных и электронных изданий, оформляются с использованием крупного шрифта и указанием на суицид в заголовке, иллюстрируются фотографиями жертвы и места трагедии».
Авторы документа указывают на так называемый «эффект Вертера» – волну суицидов, которая якобы начинается с сообщений в СМИ о покончивших с собой. Название этому явлению дал роман Гете «Страдания юного Вертера». «Во многих исследованиях, проведенных в США, Австрии, Германии, Венгрии, Австралии, Японии было четко показана статистически положительная корреляция между регулярностью и характером освещения определенных суицидальных актов и частотой их повторов в «целевых» группах населения, – говорится в документе. – Авторы исследований выявили ряд специфических характеристик журналистских репортажей, которые могут усиливать контагиозность суицидальных действий. Отмечено, что помещение репортажей о суициде на первые полосы изданий, использование крупного шрифта и указание на суицид в заголовке, дополнение репортажа фотографиями с места трагедии, регулярность освещения случаев конкретных суицидальных актов, романтизация суицида и представление его как «неожиданного акта совершенно здорового человека», придание событию сенсационного оттенка, подробное».
Роспотребнадзор рекомендует журналистам заменять такие слова, как «самоубийца», «суицидент» и «совершивший самоубийство» на – «умерший вследствие самоубийства». Вместо оборота «успешно завершил акт», «не удалось завершить», «неудавшаяся попытка самоубийства» СМИ советуют употреблять обороты «смерть в результате самоубийства» и «попытка самоубийства, не закончившаяся смертью».
Также СМИ рекомендовано избегать помещения репортажей о суициде на первой полосе издания и ограничивать остроту подачи информации, как и ее объем, не описывать подробности случившегося. «Сообщения о суициде должны быть, по возможности, краткими. Рекомендуется ограничивать информацию о происшествии общими данными, избегая подробностей о личности суицидента, его образе жизни и прочей информации, которая способствовала бы идентификации с ним, особенно, когда речь идет о подростковых и молодежных самоубийствах», – говорится в документе. Также журналистам советуют избегать излишних эмоций в таких сообщениях и не представлять самоубийство как «разумный способ решения проблем».
Кроме того, Роспотребнадзор рекомендует СМИ сообщать не только о проблемах человека, приведших его к трагическому финалу, но и о его достижениях, создавая таким образом «сбалансированную картину жизни». Также журналистам советуют подчеркивать, что суицид стал результатом комплекса психологических и социальных проблем, психических расстройств (чаще всего депрессии), злоупотребления алкоголем и наркотиками, и многие из этих состояний поддаются лечению. По мнению чиновников, это также скажется в лучшую сторону для потенциальных самоубийц.
«Всемирная организация здравоохранения выступает за взвешенное освещение проблем суицида в СМИ. Руководства по данной тематике для специалистов СМИ существуют во многих странах (США, Австралия, Австрия, Новая Зеландия, Канада, Германия, Япония, Швейцария). Исследования, проведенные в Австрии и Швейцарии, показали, что выполнение указанных рекомендаций может приводить к снижению количества суицидов в определенных подгруппах населения», – говорится в рекомендациях Роспотребнадзора.
Москва, Зоя Березина
© 2016, РИА «Новый День»