За бэби-бокс – штраф в 5 млн рублей и административная статья Сенатор Мизулина сочинила новый закон
Сенатор Елена Мизулина внесла в Госдуму законопроект о запрете бэби-боксов. За организацию пункта анонимного приема новорожденных Мизулина предлагает наказывать штрафом до 5 млн руб. Документ зарегистрирован в базе данных Госдумы. Если его примут, он вступит в силу с 1 января 2017 года.
Поправки предлагается внести в закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», для того чтобы законодательно запретить «создание условий для анонимного оставления детей после их рождения». Также предлагается дополнить Кодекс об административных правонарушениях статьей с наказанием за создание бэби-боксов.
В проекте закона говорится: «Создание юридическим лицом условий для анонимного оставления детей после их рождения, выразившееся в том числе в организации специализированных мест для анонимного оставления ребенка после его рождения, содержании таких мест или в предоставлении помещений для указанных целей, – влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одного миллиона до пяти миллионов рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток».
Мизулина приводит три причины для запрета бэби-боксов: их наличие влечет рост числа отказов от новорожденных, бэби-боксы значительно повышают риск торговли детьми, наконец, из-за бэби-боксов «навсегда нарушается право ребенка на идентичность, то есть право ребенка знать, кто его биологические родители, каково его происхождение». Также сенатор ссылается на то, из-за бэби-боксов может быть нарушено право отца на воспитание своего ребенка.
Объясняя свою законодательную инициативу, Мизулина ссылается на проведенное в Германии Немецким институтом молодежи исследование, согласно которому возможность анонимно сдать новорожденного ребенка «не влияет на количество случаев инфантицида (убийство матерью новорожденного)». В пояснительной записке Мизулина ссылается также на данные МВД РФ, согласно которым количество зарегистрированных убийств матерью новорожденного ребенка за последние семь лет в России сократилось вдвое – со 149 до 72-х. Мизулина пишет: «В среднем число таких преступлений ежегодно сокращается примерно на 10%. И эта позитивная динамика не связана с наличием «бэби-боксов». Причина – в кардинальном изменении политики государства по отношению к семье, рождению и воспитанию детей».
Мизулина ссылается на рекомендации Комитета ООН по правам ребенка. В 2012 году эта организация, по ее словам, призвала «к запрету практики использования бэби-боксов в Европе, назвав ее атавизмом, являющимся «ложным посланием» беременным женщинам о том, что у них есть право на отказ от их детей».
Также Мизулина пишет, что «окна жизни» только усугубляют ситуацию: «Бэби-бокс создает иллюзию легкого гуманного решения проблемы. В действительности же женщина, избавляясь таким способом от ребенка, не избавляется от сложных жизненных обстоятельств, которые ее к этому побудили, и чаще всего ситуация лишь усугубляется, порождая в том числе отдаленные негативные последствия как для ребенка, так и для самой матери».
Отметим, что в 2011 году, еще будучи депутатом Госдумы, Мизулина выступала как раз за бэби-боксы и даже вносила на рассмотрение нижней палаты закон об их легализации. Но закон был оставлен без рассмотрения.
Добавим, что ранее в Госдуму был внесен законопроект, наделяющий бэби-боксы государственным статусом и дающий регионам полномочия по обеспечению их функционирования. Авторы закона – члены Совета Федерации Вадим Тюльпанов, Лилия Гумерова и Елена Афанасьева, в разработке также принял участие статс-секретарь Федеральной палаты адвокатов Константин Добрынин. По их мнению, «окна жизни», где можно анонимно оставить нежеланного младенца, спасают не только детей, но и матерей от уголовной ответственности.
С 2011 по 2015 годы бэби-боксы были установлены в 13 регионах России. За пять лет бэби-боксы спасли жизнь 35 малышам. За это же время 619 женщин были осуждены за убийство детей.
Накануне куратор проекта бэби-бокса в Екатеринбурге Елена Кокшарова заявила об отрицательном отношении к новой инициативе Мизулиной: «Бэби-бокс – это безопасное место, и все остальные аргументы вторичны. У ребенка должен быть шанс для сохранения жизни».
Такой же позиции придерживается уполномоченный по правам ребенка Свердловской области Игорь Мороков. «Я этот проект (бэби-бокс – прим. ред.) поддерживаю, для этого у меня есть свои обоснования, связанные с конкретными случаями, когда «окна жизни» помогли спасти детские жизни. Для меня бэби-бокс это не панацея, не истина в последней инстанции, касающейся проблемы сохранения жизни и здоровья детей. Это один из вариантов. И когда нас пытаются обвинить в том, что мы таким образом пытаемся пропагандировать добровольный отказ от ребенка – ничего подобного», – подчеркнул детский омбудсмен.
Между тем в марте уполномоченный по правам ребенка в России Павел Астахов обратился в Генпрокуратуру с требованием разобраться с инициативой установки бэби-боксов. Он заявлял, что бэби-боксы противоречат российским законам и моральным принципам. Однако официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин заявлял, что бэби-боксы доказали свою эффективность и стали дополнительным инструментом защиты детей.
В Минздраве ранее заявили, что бэби-боксы не решат проблемы убийства младенцев матерями, поскольку подобные преступления совершают «асоциальные женщины», которые едва ли будут узнавать адрес бэби-бокса, чтобы оставить там нежеланного ребенка.
В бэби-боксе в Краснодаре 1 июня оставили новорожденную девочку. На вид ребенок здоров. Никаких записок при ребенке не было. Девочка стала семнадцатым по счету ребенком, оставленным в кубанских бэби-боксах.
Москва, Зоя Березина
© 2016, РИА «Новый День»