Генпрокуратура по просьбе Мизулиной занялась бэби-боксами
Генеральная прокуратура РФ по запросу члена Совета Федерации Елены Мизулиной начала проверку законности установки бэби-боксов в регионах.
«Ваше обращение по поводу законности установки в организациях бэби-боксов, их деятельности, проверки достоверности сведений о количестве оставленных в них детей и их последующем устройстве, принято к рассмотрению. Организована проверка», – цитирует сайт Мизулиной ответ Генпрокуратуры на ее запрос.
Напомним, ранее сенатор направила официальный запрос генеральному прокурору и попросила пояснить позицию Генпрокуратуры относительно практики создания в России бэби-боксов и проверить организации, где установлены бэби-боксы.
В начале июня Мизулина внесла в Госдуму законопроект о запрете бэби-боксов. За организацию пункта анонимного приема новорожденных Мизулина предлагает наказывать штрафом до 5 млн руб. Поправки предлагается внести в закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», для того чтобы законодательно запретить «создание условий для анонимного оставления детей после их рождения». Также предлагается дополнить Кодекс об административных правонарушениях статьей с наказанием за создание бэби-боксов.
Первый бэби-бокс был установлен в России в 2011 году. С того времени специализированные места для анонимного оставления новорожденных появились в 11-ти регионах. Во всех субъектах РФ, где установлены бэби-боксы, органы прокуратуры участвовали в оценке законности их деятельности. В Пермском и Краснодарском краях функционирование бэби-боксов было признано органами прокуратуры законным, в девяти субъектах (Камчатском, Ставропольском краях, Кировской, Курской, Ленинградской, Псковской, Свердловской и Тюменской областях) – незаконным.
В сообщении пресс-службы сенатора подчеркивается: «У нас нет никакой информации о том, что сделано на местах по представлениям органов прокуратуры в связи с признанием деятельности бэби-боксов незаконной. До сих пор остается неясным, какова судьба детей, оставленных в этих бэби-боксах. Ведется ли их учет и регистрация в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».
Отметим, что в 2011 году, еще будучи депутатом Госдумы, Мизулина выступала как раз за бэби-боксы и даже вносила на рассмотрение нижней палаты закон об их легализации. Но закон был оставлен без рассмотрения.
Ранее в Госдуму был внесен законопроект, наделяющий бэби-боксы государственным статусом и дающий регионам полномочия по обеспечению их функционирования. Авторы закона – члены Совета Федерации Вадим Тюльпанов, Лилия Гумерова и Елена Афанасьева, в разработке также принял участие статс-секретарь Федеральной палаты адвокатов Константин Добрынин. По их мнению, «окна жизни», где можно анонимно оставить нежеланного младенца, спасают не только детей, но и матерей от уголовной ответственности.
С 2011 по 2015 годы бэби-боксы были установлены в 13 регионах России. За пять лет бэби-боксы спасли жизнь 35 малышам. За это же время 619 женщин были осуждены за убийство детей.
В марте уполномоченный по правам ребенка в России Павел Астахов также обратился в Генпрокуратуру с требованием разобраться с инициативой установки бэби-боксов. Он заявлял, что бэби-боксы противоречат российским законам и моральным принципам. Однако официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин тогда же заявил, что бэби-боксы доказали свою эффективность и стали дополнительным инструментом защиты детей.
В Минздраве ранее говорили, что бэби-боксы не решат проблемы убийства младенцев матерями, поскольку подобные преступления совершают «асоциальные женщины», которые едва ли будут узнавать адрес бэби-бокса, чтобы оставить там нежеланного ребенка.
Москва, Зоя Березина
© 2016, РИА «Новый День»