Саакашвили опять «наехал» на Россию
Президент Грузии Михаил Саакашвили накануне был допрошен парламентской комиссией по изучению августовских событий в Южной Осетии. Президент сам решил прийти на заседание – по статусу это не предусмотрено. Судя по всему, для того чтобы еще раз оправдаться в прямом эфире. Комиссия президента выслушала и пообещала вынести постановление по действиям грузинского руководства до середины декабря. Впрочем, большая часть грузинского общества работе комиссии не доверяет, пишет газета «Взгляд».
Власти создали решению Саакашвили выступить в парламенте соответствующий фон. За несколько часов до начала допроса председатель парламента Давид Бакрадзе заявил, что выступление президента станет ни много ни мало «новым стандартом демократии».
«Россия бы назначила президентом Грузии Игоря Георгадзе, а тексты бы ему писал генерал Борисов» По его словам, это «беспрецедентное событие в истории грузинского парламентаризма, это позитивный шаг, который поможет обществу прояснить ситуацию по российской агрессии».
Для Саакашвили сделали многоговорящее исключение. До сих пор все допросы транслировало Общественное телевидение, в основном его второй канал. Но допрос с участием Саакашвили транслировали и «Рустави-2», и «Имеди». Видимо, чтобы президента услышали все, пишет газета.
Интерес к комиссии на этот раз подогревал и недавний допрос бывшего посла в России Эроси Кицмаришвили. Во вторник тот выступил со скандальными обвинениями в адрес властей Грузии.
Этот факт Саакашвили прокомментировал еще до допроса. Сказал, в частности, что США не давали «зеленый свет» на операцию в Южной Осетии. И назвал бредом заявление на этот счет Кицмаришвили. «Кицмаришвили по должности не мог посещать встречи высокого ранга», – отрезал президент.
Но Кицмаришвили решил не сдаваться. Когда Саакашвили пришел в парламент, бывший посол находился в том же районе Тбилиси – в офисе омбудсмена. И повторил на встрече с лидерами оппозиции все то, что заявлял ранее. В частности, что войну в августе можно было предотвратить, – сообщает издание.
Отставной дипломат также подтвердил, что грузинское руководство хотело решить вопросы Абхазии и Южной Осетии именно военным путем. По его словам, войну начал Тбилиси, но к ней «готовилась и Россия», желавшая, чтобы «Грузия втянулась в провокацию».
Сам Саакашвили на допросе заметил, что принял «тяжелое» решение начать операцию в Южной Осетии и объяснил, почему все-таки война началась.
Вторжение в РЮО якобы было «неизбежным» из-за необходимости «защиты родины и граждан». При этом Саакашвили заметил, что Грузия воевала на своей территории, соблюдая международные нормы. Точнее, «отражала интервенцию».
«Сотни единиц тяжелой техники и тысячи военных перешли нашу границу», – сказал он, добавив, что села в зоне грузино-осетинского конфликта подвергались бомбежкам. Но сама Грузия не перешла границу ни одной страны, воюя в августе.
Что до России, она «специально начала войну в день открытия пекинской Олимпиады, так как внимание мировых лидеров было отвлечено». По словам президента Грузии, на Западе не верили, что Москва ввяжется в столь же широкомасштабный конфликт, как в свое время в Афганистане, а до этого в Венгрии и Чехословакии.
Наконец, Саакашвили пожаловался, что перед войной, 6 августа, а также во время войны – 8, 9 и 10 августа – не мог созвониться с президентом России Дмитрием Медведевым, премьер-министром Владимиром Путиным, хотя «очень старался». Он считает, что такое поведение российских лидеров – это «часть византийско-монгольской дипломатии».
Саакашвили даже отметил, что находившийся в те дни в Тбилиси президент Франции Николя Саркози тоже долго не мог связаться по телефону с Медведевым. «Я никогда лично не оскорблял лидеров России», – добавил президент Грузии.
Словом, Саакашвили всячески старался доказать, что войну готовила Россия и делала это давно. Но как же быть с заявлением бригадного генерала Мамуки Курашвили о том, что 7 августа грузинские войска начали операцию по восстановлению конституционного порядка в Южной Осетии?
Саакашвили заявил, что генерал сделал «лживое» заявление, на которое не имел никаких полномочий. «Это было грубой ошибкой, которую использовал противник», – отметил президент Грузии. Сам Курашвили ранее утверждал, что сделал заявление после контузии. А произошла она уже после начала боев с российскими военными.
Саакашвили также хвалил грузинскую армию. Мол, если бы не она, а также жесткая позиция президента США Джорджа Буша, то Тбилиси был бы взят. А тогда, по словам грузинского лидера, Россия взяла бы под контроль трубопроводы и назначила бы в Грузии угодное себе правительство. Которое возглавил бы такой «субъект», как Игорь Георгадзе (бывший министр МГБ Грузии, покинувший страну в 1995-м, будучи обвиненным в теракте против экс-президента Эдуарда Шеварднадзе).
«А тексты бы ему писал генерал Борисов», – добавил Саакашвили (замком ВДВ России, в августе он активно участвовал в военных действиях в Грузии, в частности, был комендантом Гори).
Тбилиси-Москва, Ольга Радько
© 2008, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».