«Кремлевская охота» обернулась трагедией – в авиакатастрофе на Алтае винят летчиков и самих чиновников
На место катастрофы вертолета Ми-171 в Республике Алтай, в которой погиб направлявшийся на охоту полпред президента РФ в Госдуме Александр Косопкин, прибыли следственная бригада Западно-Сибирского следственного управления на транспорте Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ, а также комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК) по расследованию причин трагедии.
По данным СКП, спасатели МЧС сегодня эвакуировали тела погибших в Горно-Алтайск после того, как оперативно-следственная группа провела осмотр места происшествия, опросила свидетелей аварии и назначила требуемые экспертизы. Тела погибших будут направлены на судебно-медицинскую экспертизу для определения причин смерти. Где будет проводиться экспертиза, в СКП не уточнили. Между тем алтайские СМИ сегодня сообщили, что тела погибших чиновников из Москвы вечером в понедельник отправят в Барнаул, откуда на транспортном самолете МЧС России они будут доставлены в российскую столицу.
В Республике Алтай по распоряжению регионального правительства создана комиссия по организации похорон, которые пройдут в Горно-Алтайске и Турочаке 14 января. По словам главы региона Александра Бердникова, семьям погибших в авиакатастрофе жителей Республики Алтай будет оказана материальная помощь в размере 150 тысяч рублей.
Прощание с погибшим полпредом президента в Госдуме Александром Косопкиным пройдет 14 января в Центральной клинической больнице в Москве. Об этом сегодня сообщил журналистам спикер нижней палаты Борис Грызлов.
Напомним, что в воскресенье по факту падения вертолета было возбуждено уголовное дело по ч.3 ст.263 Уголовного кодекса РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц).
По информации пресс-службы Западно-Сибирского следственного управления на транспорте, 9 января при выполнении полета над территорией Республики Алтай по заявленному маршруту: Горно-Алтайск – Белокуриха – Чемал – озеро Телецкое – Турочак – Улаган – Кош-Агач – Акташ – Укок – Джазатор – г. Белуха – У. Кокс – У. Кан – Онгудай – экипаж вертолета, принадлежащего Томскому филиалу OOO «Авиапредприятие «Газпромавиа», не вышел на связь в назначенное на 13:00 контрольное время с диспетчером организации воздушного движения аэропорта Горно-Алтайск. В тот же день были начаты поиски воздушного судна. Обнаружить разрушенный вертолет удалось 11 января около 16:00 по местному времени в районе западного склона горы Черная, в Кош-Агачском районе Республики Алтай. В результате катастрофы семеро из 11 человек (8 пассажиров и 3 члена экипажа), находившихся на его борту, погибли. В списке погибших – полномочный представитель президента РФ в Госдуме Александр Косопкин, заместитель начальника департамента управления президента России по внутренней политике Сергей Ливишин, председатель комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай Виктор Каймин, руководитель алтайского ансамбля «Ярманка» Василий Вялков, пилот ГУ РА «Алтайская база авиационной охраны лесов Авиалесоохрана» Владимир Пидопригора и два члена экипажа – капитан воздушного судна Алексей Баяндин, механик Александр Вертей.
Трое из пострадавших – фотограф Борис Белинский, эксперт объединенного экспертного совета комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Николай Капранов и зампред правительства Республики Алтай Анатолий Банных доставлены в больницу Барнаула. Второй пилот Максим Колбин самостоятельно спустился к подножию горы, где был подобран военнослужащими пограничных войск и доставлен на заставу. Он и сообщил пограничникам о ЧП. С его помощью спасатели обнаружили место трагедии. Состояние двоих пострадавших (Бориса Белинского, получившего наиболее серьезные переломы и обморожение, и Николая Копранова) расценивается как тяжелое, третьего (Анатолия Банных) – как средней степени тяжести. Белинский находится в реанимации. Максим Колбина сегодня был выписан из больницы в населенном пункте Кош-Агач.
На месте трагедии найден черный ящик. Идет расшифровка информации. Четкая версия катастрофы пока еще не определена. В настоящий момент Следственный комитет при прокуратуре РФ рассматривает три версии аварии вертолета: неблагоприятные погодные условия, неисправность техники и ошибка пилота. Пострадавшие сообщили об отказе двигателя вертолета.
В день катастрофы погода была хорошей: было морозно и солнечно. Версию о технической неисправности опровергли представители «Газпромавиа», заявившие, что Ми-171 был совсем новым. Сообщается, что вертолет был приобретен в 2008 году и к моменту катастрофы успел налетать только 260 часов, пишет «Коммерсантъ». Руководитель инспекции по безопасности полетов авиакомпании Сергей Чернышев отметил, что компетенция командира экипажа вертолета Александра Баяндина не вызывает сомнений.
Впрочем, другие специалисты считают, что причиной катастрофы могло быть столкновение с препятствием из-за ошибки пилотирования. По данным ресурса life.ru, во время полета люк на борту вертолета был открыт для стрельбы по горному козлу или фотосъемки. В пылу преследования животного пассажиры могли резко переместится в салоне, сгрудившись у люков и открытого борта, и нарушить центровку. В результате пилот не справился с управлением и машина врезалась в склон. Открытый люк усугубил последствия катастрофы – при падении пассажиры выпадали из кабины и попадали прямо под крутящиеся лопасти вертолета. По словам спасателей с места трагедии, «некоторые тела страшно изуродованы вращающимися винтами».
Сегодня в ряде СМИ появилась версия о том, что катастрофа могла произойти из-за некачественного топлива. Однако специалисты МАК и гендиректор авиапредприятия «Алтай» Виталия Архипенко считают эту версию некорректной. Эксперты усомнились в этом предположении, так как вертолет упал лишь через четыре часа после начала полета. «Ми-171 пролетел на «бийском» керосине почти четыре часа. Если бы вертолет был заправлен некачественным топливом, он не находился бы столько времени в полете», – цитирует слова Архипенко издание altapress.ru.
Источник в бийском аэропорту также сообщил изданию, что авиакеросин, которым был заправлен Ми-171, качественный. Тем более, что именно этим топливом из топливно-заправочного комплекса (ТЗК) впоследствии заправлялись абсолютно все воздушные суда, которые принимали участие в поисках пропавшего воздушного судна, отмечает собеседник издания. В настоящее время образцы авиакеросина из ТЗК бийского аэропорта везут в Барнаул, в лабораторию, чтобы определить степень качества топлива. Помимо барнаульской лаборатории, топливо будет исследовано и в других лабораториях, скорее всего, в Москве.
Возможные причины авиакатастрофы активно обсуждают на алтайских интернет-площадках и авиафорумах. По некоторым данным, высокопоставленные чиновники летели охотиться на диких козлов. В охотуправлении республики Алтай подтвердили, что необходимые лицензии на отстрел у пассажиров вертолета были. По данным СМИ, представитель президента РФ Александр Косопкин и вице-премьер республики Алтай Анатолий Банных – заядлые охотники.
«Почему-то никто даже и не может предположить о самопроизвольном выстреле из ружья в потолок грузовой кабины... А вот керосин активно муссируется... керосин всегда отправляют на проверку, а не только тогда, когда предполагают плохое качество... За 10 лет в авиации, я не припомню случая падения борта (вертолёта МИ-8, по месту работы), из-за некачественного топлива...», – пишет бывший авиатор на форуме altapress.ru.
Другой пользователь Интернета пишет, что из-за отказа двигателя, скорее всего, вертолет приземлился на авторотации. «Под воздействием воздушных потоков винт вертолета начинает раскручиваться в обратную. Эта раскрутка играет роль своеобразного парашюта. Получается, жесткая посадка, но не падение. Наверняка поэтому люди смогли выжить», – отмечает он.
Другие авторы выдвигают мистические версии – якобы чиновники попали в немилость духов гор. На Алтае горы являются божествами, «которым алтайцы молятся, как существам, способным проявлять свой гнев, посылать милость и отвечать на молитвы человека», – пишет Lagran. «Если человек взошел на гору, он не должен громко кричать, ругаться с кем-нибудь или шуметь. В противном случае человек может очень сильно поплатиться за свое невежество. В зависимости от тяжести проступка – покалечиться или вовсе убиться. При этом хозяин горы не допускает не только никаких отступлений или нарушений по отношению к себе, но и к зверям и растительности этих мест. Так что наши горе-охотники вполне могли попасть в немилость к духу Черной горы», – отмечает автор.
Фото life.ru.
Горно-Алтайск – Москва, Ольга Панфилова
© 2009, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».