Митинг протеста прошел в Тольятти
Около 300 человек вышли в субботу, 17 октября, на митинг против увольнений на «АвтоВАЗе».
Как сообщили организаторы митинга – независимый профсоюз «Единство», протестующие вышли с плакатами «Требуем полную занятость!" и «Банкротству ВАЗа нет». Среди митингующих видны флаги КПРФ, ЛДПР, «Левого фронта» и «Революционной рабочей партии».
По словам одного из участников акции, в этом секторе ожидается до четырех тысяч увольнений. Он также сказал, что многие сотрудники предприятия сейчас получают зарплату от пяти тысяч рублей, в то время как полтора года назад они зарабатывали 15-16 тысяч.
«АвтоВАЗ» столкнулся с серьезными трудностями из-за финансового кризиса, так как продажи автомобилей упали в 2008-2009 году почти вдвое. Как сообщал ряд российских СМИ, у автозавода нет средств даже на выплату процентов по кредитам. По итогам первых шести месяцев 2009 года убыточными стали все виды бизнеса.
По сообщениям прессы, руководство завода намеревалось сократить более 27 тысяч человек – четверть персонала предприятия, хотя официально отрицало наличие таких планов. Пока что подтверждено увольнение только 5 тысяч сотрудников, передает «Lenta.ru».
Главным поводом для акции, организованной действующим на заводе независимым профсоюзом «Единство», стали планы администрации АвтоВАЗа уволить более 27 тысяч его работников.
Как сообщал «Новый Регион», в преддверии мтинга, 16 октября, профсоюз обещал, что на акцию соберутся около 2 тысяч человек.
Необходимость сокращения персонала объясняют резким падением продаж автоконцерна, составившим в первом полугодии 44%. Значительно сократился и экспорт АвтоВАЗа: за восемь месяцев текущего года его объем составил 22,2 тыс автомобилей против 76,5 тыс за тот же период прошлого года.
Кроме того, флагман российского автопрома постепенно лишается дилеров. В числе последних потерь – сеть Ростокино-Lada, объявившая себя банкротом из-за невозможности погасить кредит Сбербанку.
Рабочие сомневаются в действенности мер, до сих пор принимавшихся государством для реанимации убыточного предприятия.
Между тем руководство концерна возлагает большие надежды на новый инвестиционный проект с участием иностранного капитала.
На прошлой неделе в Амстердаме прошла встреча топ-менеджеров альянса Renault Nissan и АвтоВАЗа, на которой обсуждались антикризисная программа и бизнес план.
Компании Renault принадлежит пакет из 25% акций АвтоВАЗа. Еще 25,64% акций владеет инвестиционная компания «Тройка Диалог», 25,1% – в руках у госкорпорации «Ростехнологии». Остальные активы распределены между другими инвесткомпаниями и физическими лицами. Основные силы будут брошены на строительство новой производственной линии, которая в идеале должна обеспечить дополнительные рабочие места и качественные автомобили.
Франко-японский альянс будет поддерживать завод материально: 75% линии финансирует сам, а 25% средств вложит АвтоВАЗ.
Говорить журналистам о конкретной сумме инвестиций Комаров пока не стал. Технические детали плана модернизации также обещают сообщить не раньше начала ноября.
Инициатором участия иностранных компаний в спасении тольяттинского автогиганта стал российский премьер Владимир Путин.
В начале октября глава правительства прямо заявил, что Renault Nissan должен внести вклад в реструктуризацию АвтоВАЗа, иначе его доля в капитале компании может быть пересмотрена. Путин дал ясно понять, что государство не позволит погибнуть головному автопредприятию страны
Прямых финансовых вливаний из казенного кошелька явно недостаточно, чтобы погасить накопившийся у АвтоВАЗа долг перед банками в 47 млрд рублей и возобновить полноценное производство.
Государство уже выделило на его поддержку 25 млрд рублей, а теперь, когда эти деньги потрачены, готовится дать еще 12 миллиардов.
Рассматриваются и запасные пути вывода завода из тупика. Государство может либо вернуть банкам кредиты АвтоВАЗа и вытянуть предприятие из долговой ямы, либо поделиться пакетом акций завода со Сбербанком и ВТБ.
Понимая, что второй вариант неизбежно приведет к сокращению доли в предприятии Renault Nissan, руководство альянса поспешило согласиться на условия российской стороны.
Иностранные партнеры заверили, что не откажутся от сотрудничества с российским производителем и готовы инвестировать в него, в том числе предоставляя технологии.
Казалось бы, выход найден, но остается больной вопрос: перестанут ли машины с вазовского конвейера быть поводом для шуток, и пропадет ли необходимость объяснять москвичам, зачем государству спасать «нерентабельный» отечественный автопром?
Директор АвтоВАЗа по развитию качества Паскаль Фельтен понимает, что качество автомобилей нужно улучшать как можно скорее совместными усилиями всех компаний-партнеров.
Если послушать простых заводчан, то можно убедиться в справедливости слов Паскаля. Многие работают с энтузиазмом, но урезанная заработная плата, сокращенная рабочая неделя и ожидание увольнений способны отбить желание даже у трудолюбивых.
Встревоженный роптанием тольяттинцев Кремль бросил силы на умиротворение рабочих. С успокоительной миссией на заводе побывал вице-премьер Игорь Шувалов. Первым делом на встрече с руководством концерна и журналистами он заверил, что сведения о сокращениях – «вранье».
Тем временем вице-президент АвтоВАЗа по персоналу Сергей Наумов заверял молодое поколение, что с работой все будет в порядке, и за новые места даже придется побороться.
Эти обещания были призваны снять социальную напряженность, но, похоже, большинство рабочих увещеваниям чиновников не верит. Статистика центра занятости Тольятти говорит сама за себя. Численность безработных граждан на 1 октября составляет около 13 тысяч человек. Основной удар пришелся на женщин и молодежь в возрасте до 30 лет. Каждую неделю ряды безработных пополняют около 500 человек.
Тольятти, Дарья Неклюдова
© 2009, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».