В крушении самолета Леха Качиньского виноват экипаж, – мнение экспертов Пилоты могли оказаться «заложниками VIP-пассажиров»
Пилоты упавшего под Смоленском самолета президента Польши не только не послушались рекомендаций диспетчера о посадке на запасном аэродроме, но и не доложили наземной службе параметры приземления самолета. Об этом сообщил руководитель полетов аэродрома Северный Павел Плюснин.
«Какие команды я давал – они (летчики – прим. «НР») сначала информировали, потом перестали давать какую-либо информацию. Они должны давать квитанцию – данные о высоте при заходе на посадку, а они ее не давали», – сообщил Плюснин в интервью изданию Lifenews.ru .
Плюснин предположил, что это произошло из-за плохого знания пилотами русского языка. «Были русскоязычные, но для них цифры – это довольно-таки тяжело», – пояснил руководитель полетами военного аэродрома Северный.
Ранее первый замглавы главного штаба ВВС РФ генерал-лейтенант Александр Алешин сообщил, что экипаж президентского самолета несколько раз не выполнил указаний авиадиспетчеров: «На удалении полутора километров группа руководства полетов обнаружила, что экипаж увеличил вертикальную скорость снижения и начал снижаться ниже глиссада (траектории снижения). Руководитель полетов дал команду экипажу о переводе самолета в горизонтальный полет и, когда экипаж не выполнил указаний, несколько раз отдал команду на уход на запасной аэродром. Тем не менее экипаж продолжал снижаться. К сожалению, это закончилось трагически».
Напомним, что командиру экипажа президентского борта капитану Аркадиушу Протасюку, когда тот вел лайнер еще над Белоруссией, в связи с густым туманом над смоленским аэродромом было предложено совершить посадку на резервном аэродроме – в Витебске, Минске или Москве во Внуково. Однако тот отказался, сказав, что попробует совершить посадку, а если не удастся – уйдет на запасной аэродром. Как отмечает газета «Коммерсантъ», Протасюк считался опытным пилотом и давно служил в президентском летном отряде.
Накануне в лаборатории МАК в Москве в присутствии польской стороны были вскрыты «черные ящики» разбившегося самолета и началась расшифровка записей. Информация бортовых самописцев и должна окончательно ответить на вопрос, что же стало причиной авиакатастрофы. Но уже сейчас все эксперты сходятся во мнении – виноват экипаж, пишет «Московский Комсолец». Такое единодушие встречается крайне редко. Еще реже независимые специалисты говорят о вине летчиков, отмечает издание. Опосредованное подтверждение версия, что пилоты действовали на свой страх и риск, находит и в следующем факте. Перед польским бортом №1 на аэродром заходили два самолета – «Як-40» с журналистами успешно сел, а следовавший затем военный «Ил-76» после двух попыток запросил посадку во «Внуково». И это при том, что самолетом управлял летчик, хорошо знакомый с местностью.
После полета в Грузию Качиньского был уволен пилот, не подчинившийся приказу президента сесть в закрытый аэропорт Тбилиси, указывают российские СМИ. Не исключено, что и в этот раз пилот Ту-154 знал, насколько важно президенту прибыть вовремя, пишет «Независимая газета».
В Следственном комитете при прокуратуре (СКП) РФ исключают, что крушение президентского самолета было вызвана технической неисправностью лайнера. Такие выводы можно сделать из расшифровки записей разговоров пилота и диспетчером, заявил накануне глава СКП Александр Бастрыкин.
«Бобину расшифровали, мы ее предварительно изучили, <…> та запись, которая есть в нашем распоряжении, подтверждает, что технических проблем с самолетом не было», – доложил он премьеру Путину. По словам Бастрыкина, «летчик был проинформирован о сложных погодных условиях, и тем не менее принял решение по посадке». Именно ошибка экипажа в настоящее время считается основной версией причины крушения польского самолета.
О технических аспектах, которые могли привести к крушению лайнера, рассказали эксперты. Все они просили не называть себя, ссылаясь на указания руководства, пишет «Московский Комсомолец».
Эксперт №1: преждевременное снижение – классика авиакатастроф
«На военных аэродромах своя система захода на посадку, не адаптированная для посадки гражданских самолетов. Что имеется в виду: заход на посадку производится по точным системам либо по неточным. То есть если не работают системы СП-50 или ИЛС, а на военных аэродромах они не установлены, то заход должен производиться по неточным системам – приводным радиостанциям.
Ближний привод стоит в 1 км от полосы, а дальний – в 4 км. И вот ты проходишь дальний привод на высоте 200 м, ближний привод – на 100 м и после этого должен оказаться на полосе. Но это, будем говорить, непростой заход. При посадке по неточной системе и погодные условия должны быть получше. Поэтому им диспетчеры и предлагали уйти на запасные аэродромы. Те не послушали – ну как же, президентский борт! Был бы обычный борт, так его бы без разговоров на другой аэродром отправили.
И вот, когда экипаж раз не попал, другой не попал, тут уж, конечно, он наверняка старался в районе ближнего привода поскорее увидеть землю, чтобы за нее зацепиться. Это называется преждевременное снижение – классика авиакатастроф. У нас несколько лет назад в Самаре «Ту-134» 400 м не долетел до полосы. А недавно подобное случилось в «Домодедово» с «Ту-204». И здесь тоже явно вырисовывается ошибка пилотирования.»
Эксперт №2, летчик-испытатель: экипаж «искал землю»
«На военном аэродроме стоит посадочная система «Катет». Разница между военной системой и гражданской состоит в следующем. Глиссадные маяки «Катета» стоят до полосы примерно за 50 метров. То есть ты выходишь над ними, выравниваешься, и только потом начинается полоса. На гражданском же аэродроме маяки стоят от начала в глубь полосы на 400 метров, то есть выравнивание происходит над полосой. Это – первое обстоятельство.
Второе заключается в том, что на большинстве гражданских аэродромов, а уж тем более таких, куда садится президент, есть световое поле, на которое ты и садишься. Плюс там еще стоят фонари на осевой линии.
Естественно, на борту «Ту-154» есть система «Катет». Можешь включить ее, и она приведет тебя к началу полосы, а не на полосу. Дальше ты ищешь световое поле, которого скорее всего на военном аэродроме нет. Видимо, на полосе, как и положено, были включены боковые ограничительные огни. Следовательно, была некоторая трудность в поиске земли, тем более при низкой видимости из-за тумана. То, что экипаж начал «искать землю», – это к гадалке не ходи. Экипаж этот привык летать с нормальных полос. Может, они и садились на военные аэродромы, но во всяком случае это был для них не типовой случай.
Теперь что касается ситуации в воздухе.
При обычной на глиссаде вертикальной скорости снижения где-то 3-3,5 м/с «Ту-154» с низко расположенным крылом выходит на полосу, и у него даже не надо трогать штурвал – он сам великолепно садится. Ну, может, чуть жестче, чем когда помогаешь штурвалом. Он упирается на воздушную подушку, она меняет его аэродинамику, самолет приподнимает нос и опускается на полосу. Я сам это неоднократно испытывал.
Но так происходит, если ты подходишь к полосе со стандартной вертикальной скоростью. А когда у тебя 5 м/с и более, то эффект воздушной подушки не работает. Нужно сажать самолет штурвалом.
Они упали за 300 м до полосы. Следовательно, «искали землю» и допустили вертикальную скорость более 5 м/с. На такой скорости уникальная особенность «Ту-154» не срабатывает. Но то, что самолет развалился на такое большое количество обломков и все погибли, говорит о том, что вертикальная скорость была наверняка более 7 м/с. Это очень большая вертикальная скорость при посадке. Такая скорость бывает при исправлении ошибок. Например, если находишься выше полосы, выше глиссады, и тогда создаешь большую вертикальную скорость, чтобы выйти на глиссаду и нормально приземлиться.
Не надо было этого делать. Ну, идешь ты выше глиссады – и ладно: с перелетом сядешь, прижмешь тормоза и все. На таких больших самолетах, как «Ту-154», ни в коем случае нельзя баловаться вертикальной скоростью. А тут, похоже, это правило было нарушено, и в результате самолет оказался ниже глиссады снижения. Судя по всему, он пересек ее траекторию с большой вертикальной скоростью. Может, потом летчики штурвал и взяли на себя, но это же большая масса, тут быстро ничего не делается.
Думаю, главная причина трагедии – это неадекватные действия экипажа. А обстоятельства, которые повлияли на нее, – это то, что экипаж вез президента. И еще: недостаточная настойчивость руководителя полетами, который должен был настоять, чтобы экипаж ушел на запасной аэродром».
Эксперт №3: летчик – заложник ситуации
По мнению эксперта, эта катастрофа имеет свою предысторию, которая произошла 12 августа 2008 года. В тот день командир экипажа польского правительственного лайнера «Ту-154» отказался сажать самолет в Тбилиси по соображениям безопасности и, несмотря на протесты Леха Качиньского, посадил его в Азербайджане.
«Тогда командир проявил принципиальность и остался жив, как и его пассажиры. Здесь командир наверняка оказался заложником ситуации. Можно предположить, что если он заходил на посадку три раза, а на четвертый упал, то наверняка имел в виду ту историю 12 августа. И потому сесть должен был любой ценой. Фактически в этой ситуации принимал решение не он, а главный пассажир этого самолета – даже если тот не сказал пилоту ни слова».
Эксперт №4, специалист по авиационной метеорологии: природа всегда и очень жестоко мстит за игнорирование данных о погоде
«Природа всегда и очень жестоко мстит за игнорирование данных о погоде, когда на первое место ставят не безопасность, а что-то еще: экономику, политику, праздники, спешку... Это типичный случай, и таких известных в авиации достаточно много. Например, в 1964 году разбились маршал Бирюзов и правительственная делегация СССР, когда летели в Белград. Тогда летчики получили приказ сесть на горный аэродром в условиях погоды ниже минимума. Или губернатор Лебедь – приказ лететь вертолетчику в нелетную погоду в туман...
Наши синоптики – а с их подачи и диспетчеры – экипажу этого самолета рекомендовали уйти на запасные аэродромы. А экипаж под давлением «обстоятельств» не спешил это сделать. Они, видимо, все же предпочли подчиниться приказу своего президента».
Сегодня в России День траура по погибшим в авиакатастрофе. В Москву прибывают родственники жертв крушения президентского борта для опознания тел погибших. Министр здравоохранения Польши Ева Копач сообщила, что только 14 тел можно опознать без проблем и еще примерно 20 тел смогут идентифицировать судебные патологоанатомы. Для опознания остальных тел жертв крушения самолета Леха Качиньского нужно провести генетическую экспертизу.
Напомним, что в катастрофе польского Ту-154М под Смоленском в субботу погибли 96 человек, включая президентскую чету. На борту разбившегося самолета также находились высшие военные руководители, члены парламента и другие видные представители этой страны.
В воскресенье на смоленском аэродроме Северный прошла торжественная церемония прощания с президентом Польши Лехом Качиньским, в которой принял участие премьер-министр Владимир Путин. В последний путь в Смоленске польского президента проводили с воинскими почестями.
На варшавском военном аэродроме Океньче самолет с телом президента Польши встречали премьер-министр Дональд Туск, маршал Сейма Бронислав Коморовский, брат-близнец погибшего президента Ярослав Качиньский, другие политические и государственные деятели. Гроб с телом главы государства перевезен в часовню на территории президентского дворца. О дате похорон польского президента информации пока нет.
Ссылки по теме:
В Москву доставлены тела погибших в авиакатастрофе в Смоленске >>>
Крушение самолета под Смоленском вызывает вопросы >>>
В России объявлен день траура в связи с крушением самолета президента Польши >>>
Лех Качиньский – политик с особым отношением к России >>>
Самолет с президентом Польши разбился под Смоленском >>>
Москва – Смоленск, Ольга Панфилова
© 2010, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».