Дело выживших алтайских VIP-охотников на баранов дошло до суда Следователи дважды пытались закрыть резонансное «дело архаров»
Барнаульская транспортная прокуратура утвердила обвинительное заключение по скандальному делу о незаконной охоте в горах Алтая в январе 2009 года, закончившейся катастрофой вертолета Ми-171 с высокопоставленными браконьерами. Тогда погибли несколько московских и местных чиновников, пилоты и несколько краснокнижных архаров. Следователям понадобилось почти два года, чтобы довести до суда скандальное дело. СКП дважды закрывал дело, но под давлением СМИ и общественности вынужден был возвращаться к нему. Обвинения предъявлены троим выжившим участникам VIP-охоты: экс-вице-премьеру Алтая Анатолию Банных, гендиректору компании «Инэко» Борису Белинскому и бывшему замдиректора Института экономики и законодательства Москвы Николаю Капранову. Всем им вменяется ст.258 УК РФ (незаконная охота, с причинением крупного ущерба, с применением воздушного судна в отношении зверей, охота на которых полностью запрещена, группой лиц по предварительному сговору).
Как сообщал «Новый Регион», вертолет Ми-171 с высокопоставленными пассажирами на борту пропал 9 января 2009 года на территории Кош-Агачского района Республики Алтай, а спустя двое суток его обломки были обнаружены на склоне Черной горы. В катастрофе погибли семь человек, включая представителя президента в Госдуме Александра Косопкина. В живых остались тогдашний вице-премьер правительства Республики Алтай Анатолий Банных (в дальнейшем он ушел в отставку), главный эксперт объединенного экспертного совета комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Николай Капранов, его приятель бизнесмен Борис Белинский и второй пилот Максим Колбин.
Первоначально следователи возбудили дело о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта (ст. 263 УК РФ). Оно получило широкий резонанс после того, как в интернете были размещены фотографии с места катастрофы, на которых среди обломков рухнувшей машины были видны застреленные архары, охота на которых запрещена, а сам вид занесен в международную и российскую Красные книги. WWF совместно с российским отделением Greenpeace даже обращался к генпрокурору Юрию Чайке с требованием расследования факта вертолетной охоты.
О том, что же именно случилось у Черной горы и почему Ми-171 потерпел аварию, стало известно в июне 2009 года, когда Межгосударственный авиационный комитет (МАК) опубликовал официальный отчет о результатах своего расследования. Из него следовало, что крушение произошло в результате ошибки пилотирования при чрезмерном снижении у склона горы. Как выяснили следователи МАК, ошибку допустил даже не член экипажа, а севший за штурвал пилот «Авиалесоохраны» Подопригора, не имевший на тот момент допуска к полетам. Кроме того, среди причин, способствовавших аварии, эксперты отметили «самовольное изменение командиром экипажа характера задания на полет и выполнение полета по отстрелу диких животных с вертолета без подтверждения допуска к такому виду работ», уточняет «Время новостей».
Уже в августе уголовное дело было закрыто, причем информация об этом попала в СМИ лишь через несколько месяцев. Как следовало из ответа главы СКП на запрос спикера парламента Республики Алтай Ивана Белекова, следствие пришло к выводу, что в охоте участвовали лишь трое погибших пассажиров, причем среди них не было самого высокопоставленного – полпреда Косопкина. В итоге дело закрыли с формулировкой «в связи со смертью виновных».
После новой серии возмущенных выступлений общественности расследование возобновили, но СКП упорно сопротивлялся, ссылаясь на еще одно постановление о закрытии дела – от 28 января 2010 года. Только этой весной СКП принял решение о дополнительном расследовании обстоятельств крушения вертолета Ми-171. Следователи открыли дело о незаконной охоте (ст. 258). В дальнейшем дела были объединены в одно производство.
Лишь в июне этого года, наконец, обвинение в незаконной охоте было предъявлено трем выжившим пассажирам Ми-171. Тогда же появилось интервью Банных, в котором он подробно рассказал о катастрофе, подтвердив, что пассажиры Ми-171 целенаправленно охотились на архаров и что полпред Косопкин неоднократно летал охотиться на вертолете.
Расследование было завершено в августе этого года, после чего обвиняемые (все они остаются под подпиской о невыезде) приступили к изучению материалов дела, насчитывающего 12 томов. Вчера Барнаульская транспортная прокуратура утвердила обвинительное заключение и в ближайшее время оно будет направлено в Кош-Агачский райсуд Республики Алтай. По данным прокуратуры, причиненный обвиняемыми ущерб составил 900 тысяч рублей – по 300 тысяч за каждого из трех убитых архаров.
Ссылки по теме:
Алтайского экс-вице-премьера настигли убитые им архары / Оставшемуся в живых участнику браконьерской охоты предъявлено обвинение >>>
Следователи вернулись к делу о браконьерской охоте алтайских чиновников >>>
Завершено расследование дела о браконьерстве VIP-чиновников с вертолета на Алтае >>>
Дело алтайских VIP-браконьеров закрыли по-тихому / Погибший охотник-полпред и алтайские чиновники признаны невиновными в охоте на «краснокнижных» баранов >>>
Кремлевских чиновников на Алтае погубила браконьерская охота? (ФОТО) >>>
Барнаул, Алексей Усов
© 2010, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».