Газенваген на железной дороге: 16-летний подросток умер в душном вагоне от теплового удара «Российские железные дороги» назвали эту трагедию «неприятным событием»
Трагическая смерть 16-летнего подростка Артема Глазова от теплового удара в плацкартном вагоне поезда №128 «Адлер – Красноярск» подтолкнула издание «Свободная пресса» провести расследование, касающееся «душегубок на железнодорожных колесах».
Российские поезда старые и обшарпанные, душные летом и холодные зимой, превращают поездку в испытание на прочность. Им давно уже место на вагонных кладбищах, считает «СП», но богатейшее министерство транспорта продолжает перевозить россиян в этих нечеловеческих условиях за немалую плату. Граждане идут на условия «РЖД», так как альтернативы в пассажирских железнодорожных перевозках нет. Однако билет на поезд в любой момент может стать билетом на тот свет.
Чудовищный инцидент произошел еще 7 июля в поезде №128, принадлежащем «Федеральной пассажирской компании» – «дочке» ОАО «РЖД»: в одном из душных плацкартных вагонов умер 16-летний житель Самары Артем Глазов.
Поездку на побережье Черного моря Артем с нетерпением ждал после окончания экзаменов в школе. Семья согласилась отпустить его на отдых в компании одноклассника и его родителей. Когда отпуск завершился, самарцы приехали на станцию «Лазаревская» и сели в поезд «Адлер – Красноярск». Температура на улице в тот день была около плюс 40. Пассажиры изнывали от жары, так как кондиционера в вагоне не было.
Примерно в 07:20 – за полчаса до прибытия на станцию «Гнилоаксайская» Волгоградской области – Артему Глазову стало плохо, он упал в обморок. «Несколько человек пытались помочь ему, делали искусственное дыхание и массаж сердца. Попытки оказались безуспешны, его оставили лежать на полу, накрыли простыней. Кто-то плакал, кто-то молился, но большинство пассажиров спали. Мы пребывали в ступоре. Выяснилось, что проводники не имеют понятия об оказании первой помощи», – рассказала жительница Самары София Ислеева, ехавшая в одном вагоне с Артемом.
По ее словам, в вагоне не было аптечки, не имелось связи с машинистом или начальником поезда – за ним нужно бежать через весь состав, насчитывающий двадцать вагонов. До остановки поезда подросток не дожил. «Дети проснулись и хотели есть, мамаши стали кормить их растворимыми кашами и лапшой. Мертвое тело загораживало проход, и многие пассажиры ходили в соседний вагон, наливали там кипяток, заваривали лапшу и ели», – отметила Ислеева.
Когда состав остановился на станции «Гнилоаксайская», подъехала машина скорой помощи. Врач констатировал смерть молодого человека. Тело не стали забирать из вагона: на станции отсутствовали эксперты-криминалисты, которые обязаны осмотреть место происшествия. Труп Артема лежал на полу вагона еще пять часов, пока поезд не прибыл на станцию «Волгоград-1».
В Волгограде тело 16-летнего Глазова, по словам Софии Ислеевой, пришлось выносить за руки и за ноги, так как носилки не вошли в проход. Поезд поехал дальше. Отец одноклассника Артема остался с телом подростка на станции. Позже судмедэкспреты установили, что причиной смерти школьника стал тепловой удар, от которого остановилось сердце, пишет Newsru.com.
«СП» решил узнать, что думают о трагедии в ОАО «РЖД», намерены ли принести соболезнования семье погибшего подростка, оказать ей помощь. Ответ поразил циничностью. «К РЖД никто по этому поводу претензии не предъявлял. <...> Конечно, смерть любого человека – неприятное событие…», – заявил руководитель пресс-службы компании Дмитрий Перцев. На вопрос, почему в вагоне поезда №128 было так душно, что Артем Глазов умер, Перцев ответил: «Не знаю, я не ехал в этом вагоне».
После проведения проверки случившегося в поезде «Адлер – Красноярск», Астраханский следственный отдел на транспорте Южного следственного управления на транспорте СК РФ в возбуждении уголовного дела отказал. «Установлено, что подросток скончался от теплового удара. Мы определили, что его смерть не криминального характера. Проводить проверку на наличие халатности, которая могла повлечь его гибель, мы не могли, поскольку поезд был не нашего формирования. Он сформировался в Красноярске. Мама Глазова подала в Самаре заявление с требованием наказать тех, чья халатность привела к смерти ее сына», – сообщил следователь Сергей Максаев.
Исполняющая обязанности руководителя Самарского следственного отдела на транспорте Анна Давыдова в свою очередь отметила: «Заявление от мамы Артема Глазова к нам поступило. Но мы не можем его рассматривать, поскольку проверка в Волгограде еще не завершена».
По мнению «СП», глава РЖД Владимир Якунин впустую говорит о заботе, которой железнодорожники окружают пассажиров – сами пассажиры если и чувствуют интерес, то только к своим кошелькам. История, рассказанная читательницей издания Натальей, съездившей этим летом к морю, и фотографии, присланные ею, являются тому подтверждением.
Наталья купила билет в «Люкс»-вагон №8 поезда «Москва – Феодосия» за 10 тыс рублей, справедливо ожидая за такую цену хороших условий. «Когда зашла в поезд, пришла в ужас. Казалось, что этот вагон, судя по ржавчине, помнит еще времена ГУЛАГа. Снаружи он покрашен и даже логотип «РЖД» нарисован, но внутри видно, что его прикатили прямо с вагонного кладбища и даже не особенно отмывали. Запахи там соответствующие», – поведала путешественница.
По ее словам, особенную прелесть суткам, проведенным в этом «газенвагене» при температуре на улице плюс 40, придало то, что окна в нем были наглухо задраены, так как в вагоне типа «Люкс» теоретически должен работать кондиционер, но «аппарат мог гнать только ледяной воздух». Его пришлось выключить, потому что в вагоне находились маленькие дети.
«В результате вагон раскалился и запáх всеми своими запахами, пассажиры затосковали и пытались открыть окна, первое же окно вывалилось внутрь вагона вместе с рамой. Видавшие виды полки купе протерты до дыр и стыдливо прикрыты чем-то напоминающим старое бабушкино застиранное до обесцвечивания дешевое покрывало. Черные от многолетней грязи решетки в потолке, окна, в которые мало чего видно из-за наростов на стеклах между рамами, титан, из которого хороший хозяин свиней бы поить не стал – чтоб животные не перезаражались и не передохли. Вот такой комфорт за 10 тысяч», – подчеркнула Наталья.
«Я потом специально узнавала. Ездить у нас нормально можно только в фирменных поездах. Но их не так много, в основном пускают из Москвы до Питера и нескольких крупных городов. В поездах классом пониже – нефирменными, как правило, всегда антисанитария, окна закрываются плохо, в сортирах течет», – отметила читательница.
Главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко в июле 2010 года подписал постановление, согласно которому вагоны пассажирских поездов должны нагреваться или охлаждаться в соответствии с погодой перед подачей на перрон. Согласно документу, во время подготовки состава в рейс необходимо нагреть или охладить помещения до нормативных значений с помощью системы кондиционирования воздуха.
При температуре наружного воздуха до 33 градусов перепад между ней и температурой воздуха в вагоне должен составлять не менее шести градусов, а при наружной температуре до 40 градусов – не менее 12. Температура в вагоне в теплое время года не должна превышать плюс 27-28 градусов. В постановлении оговаривается и объем подачи наружного воздуха в салоны – его нужно поддерживать на уровне не менее 20 кубометров в час на каждого человека.
По данным «СП», самые большие затраты ОАО «РЖД» – 6% от цены билетов – это электроэнергия. 2% – белье, 1% – зарплата проводников. Меньше процента – электровоз, содержание пути и контактной сети, амортизация вокзалов и железнодорожных платформ, зарплата стрелочникам и диспетчерам. Куда уходят остальные около 90%, известно только РЖД, заключает Newsru.com.
Москва, Марат Бубновский
© 2011, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».