МАК обвинила в катастрофе Як-42 пилотов Летчики по ошибке жали на тормоз, один из них принимал запрещенный медпрепарат
Эксперты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) в среду обнародовали итоги расследования крушения Як-42 под Ярославлем, в котором погибла хоккейная команда «Локомотив». Согласно заявлению председателя технической комиссии МАК Алексея Морозова, к катастрофе лайнера привели ошибочные действия экипажа, допустившего притормаживание самолета при взлете. По его словам, самолет перед вылетом был полностью исправен.
Комиссия МАК пришла к выводу, что пилоты упавшего самолета во время разгона перед взлетом по ошибке нажали тормозные педали. По словам Морозова, такое возможно, только если «ноги пилота на педали стоят неправильно и находятся на тормозных площадках». При этом летчик мог не заметить, что нажал на педаль.
Нажатие тормозных педалей мог произвести как командир, осуществлявший активное пилотирование, так и второй пилот, регулярно летавший на самолете Як-40 и только осваивавший самолет Як-42, сообщил Морозов.
«Из-за отсутствия на средствах объективного контроля на самолете Як-42 контроля параметров работы тормозной системы однозначно определить, кто из пилотов осуществлял подтормаживание, не представилось возможным», – сказал эксперт, чьи слова приводит «Газета.ру».
Ранее СМИ сообщали, что к трагедии привело то, что один из пилотов держал ногу на тормозе.
Из-за недостаточного разгона, по словам Морозова, при отрыве от взлетной полосы самолету пришлось резко поднимать нос, из-за чего он свалился в пике, завалившись на левый борт.
По словам эксперта, если бы экипаж самолета принял решение об остановке за 1000 метров до конца взлетно-посадочной полосы, то ему удалось избежать катастрофы.
«Если бы в данный момент, то есть за 1000 метров до точки отрыва от ВПП, было принято решение об остановке самолета, он бы гарантировано остановился за выходным торцом ВПП», – пояснил Морозов
МАК провела взлетный эксперимент, который подтвердил выводы комиссии: если бы ноги пилотов находились бы в правильном положении на педалях торможения, то самолету удалось бы набрать к точке отрыва необходимую скорость, а при неправильной постановке ног пилотам достаточно было своевременно принять решение об остановке, то крушение Як-42 бы не произошло.
Также расследование установило, что второй пилот находился под негативным воздействием психотропного медицинского препарата.
«С 2000 года у второго пилота отмечается снижение рефлекса на ногах», – рассказал Морозов. С 2007 года пилот употреблял медпрепарат нейромедин, «который применяется для улучшения нейромышечной передачи».
Судебно-медицинская экспертиза установила также, что пилот употреблял фенобарбитал, хотя его запрещено применять летчикам, так как он обладает тормозящим действием на центрально-нервную систему.
В МАК также заявили, что к катастрофе, в том числе, привела плохая подготовка экипажа.
Морозов заявил, что большую часть своей карьеры летчики летали на Як-40, а не на Як-42. При переподготовке они прошли «теоретический курс».
«В требуемом объеме переобучение выполнено не было», – подчеркнул эксперт.
По его словам, тренажерная подготовка проводилась формально, с большими перерывами. «Контроль качества не осуществлялся», – пришли к выводу в МАК.
«Летные документы были в большинстве своем сфальсифицированы», – заявили эксперты.
Кроме того, они установили, что в кабине пилота были «два лидера, причем авторитет второго пилота был выше».
Эксперты МАК раскритиковали авиакомпанию «Як-сервис», которой принадлежал Як-42. Как заявил Морозов, «штат руководителей летной службы полностью укомплектован не был».
Между тем семьи и коллеги погибших членов экипажа Як-42 ранее выразили сомнение в том, что официальное расследование трагедии было объективным, и заявили о намерении потребовать проведение независимого расследования.
У подруги командира судна Андрея Соломенцева Светланы Левдик, как пишут «Известия», сложилось впечатление, что «через СМИ насильственно заставляют поверить, что виноват пилот». По словам Левдик, обвинить экипаж и закрыть дело – «слишком простая и удобная версия».
Родственники погибших убеждены, что столь опытные летчики, как Соломенцев и второй пилот Игорь Жевелов, не могли допустить таких ошибок.
Самолет Як-42 разбился 7 сентября при взлете из ярославского аэропорта Туношна. При взлете лайнер столкнулся с антенной радиомаяка и повредил левое крыло. Из-за этого возник сильный левый крен, и самолет столкнулся с землей.
В результате катастрофы погибли 44 человека из 45 находившихся на борту, в том числе 37 хоккеистов ярославского «Локомотива».
Ссылки по теме:
СМИ: Завершено расследование крушения Як-42 с хоккеистами «Локомотива» / В трагедии обвиняют командира экипажа >>>
Як-42 и хоккеистов «Локомотива» погубил тормоз / Вину летчика подтвердили летные эксперименты >>>
Москва, Ольга Панфилова
© 2011, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».