В британском парламенте создан свой «список Магнитского» «Российским бюрократам очень нравится покупать недвижимость за границей»
Обсуждение «списка Магнитского» добралось до парламента Великобритании, пишут «Известия». Об имени Путина в статье больше ничего не говорится, зато становится понятно: парламент действительно предлагает закрыть въезд в страну для 16 российских судей и силовиков, причастных к делу юриста компании Hermitage Capital Сергея Магнитского, уточняет Newsru.com.
Британский вариант «списка Магнитского» включает в себя 16 имен, среди которых председатель Мосгорсуда Ольга Егорова, начальник «Матросской тишины» Фикрет Тагиев, заместитель главы департамента ФСБ по экономической безопасности Виктор Воронин и другие силовики.
Британские парламентарии возмущены: «российским бюрократам очень нравится путешествовать за границей, покупать там недвижимость и обучать своих детей», поэтому они призывают правительство и МВД запретить для них въезд. По данным депутата Дениса Макшейна, некоторые российские силовики из списка Магнитского ранее уже неоднократно посещали Великобританию.
«Я обращаюсь к замминистра иностранных дел Генри Беллинхэму с предложением запретить этим людям въезд в Великобританию, – заявил на заседании депутат Денис Макшейн. – Также их имена должны быть включены в списки Интерпола и Европола». Инициатива Макшейна была поддержана его коллегами от всех ведущих партий, включая консерваторов и лейбористов.
Беллинхэм, представлявший на слушаниях британское правительство, заявил, что все представленные Макшейном данные будут проверены МИД и МВД Британии. После окончания слушаний в интервью ВВС депутат Макшейн заявил о британской версии «списка Магнитского»: «Теперь эти имена записаны в парламентских протоколах, и если этим людям удастся получить британские визы, это вызовет крупный скандал».
Реакция вовлеченных сторон оказалась предсказуема. В компании Hermitage Capital, которая сотрудничала с Сергеем Магнитским и третий год подряд добивается наказания для виновных в его гибели, новости из Англии восприняли с энтузиазмом.
На слушаниях в британском парламенте присутствовал и глава фонда Уильям Браудер. «Я доволен результатом слушаний, – сказал он. – Люди, чьи имена были названы в парламенте, не смогут больше свободно ездить в Великобританию. Этот шаг приближает нас к справедливости».
«Меня порадовало, что позицию Макшейна разделили депутаты от всех партий, представленных в британском парламенте. А это значит, что они будут и дальше требовать от правительства не забывать о деле Магнитского и оказывать давление на Россию в соблюдении законов и прав человека», – считает Уильям Браудер.
В российском МИД к инициативе британских депутатов отнеслись негативно. «Это недружественный знак и даже попытка давления на Россию, – объяснил «Известиям» источник в МИДе. – Однако не факт, что это предложение будет одобрено. В британском парламенте противоречивые настроения, и большинство знакомо с делом Магнитского только по газетам».
По словам дипломата, если даже «черный список» против российских чиновников будет одобрен, об этом никто официально не узнает. «Подобные вещи никогда не афишируются и не существуют в виде каких-то прописанных директив, – объясняет дипломат. – Просто у людей из этого списка будет меньше шансов на получение визы».
Посольство России в Великобритании откликнулось на происходящее сердитым пресс-релизом: «К сожалению, приходится констатировать, что не всем по душе наметившаяся нормализация наших политических контактов и возобновление политического диалога на высшем уровне. На это, в частности, указывают грубые выпады члена палаты общин от Лейбористской партии Д. Макшейна».
«Вызывающее удивление поведение этого парламентария и его публичные заявления можно отнести только на счет плохо скрываемого лоббирования соответствующих интересов и личных мотивов, надо полагать, связанных с его прямой причастностью в составе прежних лейбористских правительств к ухудшению российско-британских отношений», – заявляют в посольстве России.
«Российское посольство рассердилось на членов парламента, которые вчера имели наглость поднять дело Магнитского в палате общин», – отреагировал на это в своем микроблоге в Twitter сам Макшейн. Его товарищ по партии, председатель группы по межпарламентским связям с Россией Крис Брайант высказался еще более резко: «Российское посольство глупо ответило на дебаты в Палате общин под руководством Дениса Макшейна».
С подобной инициативой санкций против российских силовиков, причастных к делу Магнитского, на Западе выступают уже не в первый раз. 26 апреля 2010 года сенатор США Бен Кардин обратился с заявлением к госсекретарю США Хиллари Клинтон, в котором попросил закрыть въезд в страну для 60 российских чиновников. В прессе это называют «списком Кардина» – в сентябре 2010 года конгресс США проголосовал за него, в декабре то же самое сделал Европарламент.
Представитель министерства иностранных дел Великобритании Генри Беллинхэм заявил, что британское правительство требует проведения справедливого, открытого и прозрачного расследования обстоятельств гибели Сергея Магнитского. «Но Магнитский не один, – добавил представитель Форин-офиса. – Каждый год в России в местах предварительного заключения гибнет 50-60 человек. Обстоятельства смерти всех должны быть расследованы».
И хотя Лондон «разочарован» медленным ходом расследования дела Магнитского, британское правительство ждет 24 января – дня, который глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин назвал как дату окончания следствия по этому делу. Беллинхэм подчеркнул, что другой молодой юрист – Василий Алексанян, арестованный по делу ЮКОСа, был лишен в заключении необходимых ему антиретровирусных препаратов и скончался от осложнений, вызванных СПИДом.
Он заявил, что Великобритания требует провести полное и справедливое расследование убийства чеченской правозащитницы Натальи Эстемировой, а также журналистки Анны Политковской. «Люди, чьи имена были названы в парламенте, не смогут больше свободно ездить в Великобританию. Этот шаг приближает нас к справедливости»
«Поддержка Россией прав человека кажется амбивалентной», – заметил Генри Беллинхэм и добавил, что иногда власти «делают мелкие шаги, улучшающие ситуацию», хотя журналистам и работникам неправительственных организаций на Северном Кавказе все еще постоянно «грозит опасность». «Мы будем продолжать диалог с Россией по правам человека и требовать справедливого решения дела Магнитского», – сообщил депутатам чиновник из британского МИДа.
По версии коллег Магнитского, включенные в «черный список» российские чиновники сыграли в его деле следующие роли:
– Елена Сташина, судья Тверского суда Москвы. Продлила арест Сергею Магнитскому и отказала в жалобе на отказ в лечении за 4 дня до смерти юриста
– Алексей Криворучко, судья Тверского суда Москвы. Дважды продлил арест Магнитского до суда – 19 января 2009 года и 14 сентября 2009 года. Отклонял обращения Магнитского о тяжелых условиях содержания
– Ольга Егорова, председатель Мосгорсуда. Не имела отношения к делу Магнитского, но вступилась за судей Тверского суда, которые вели дело
– Алексей Аничин, экс-глава Следственного комитета МВД. По версии коллег Магнитского, именно он отклонял ходатайства юриста и скрывал его разоблачительные показания против сотрудников МВД. После смерти Магнитского Аничин официально заявил, что в его жалобах не было ни слова о состоянии здоровья или условиях содержания.
– Олег Логунов, бывший сотрудник Следственного комитета при МВД (сейчас работает в Генеральной прокуратуре). Курировал дело Магнитского и инициировал его арест.
– Татьяна Герасимова, первый замначальника Следственного департамента МВД. По мнению защитников Магнитского, участвовала в сокрытии обстоятельств гибели юриста.
– Олег Сильченко, экс-руководитель следственной группы СК МВД. Возглавлял следствие по делу Сергея Магнитского.
– Олег Уржумцев, следователь Следственного управления СКР по Татарстану. Проводил обыск офисов Hepmitage Capital и вызывал адвокатов фирмы на допросы.
– Борис Кибис, следователь главного управления МВД по ЦФО. По указанию Татьяны Герасимовой сменил Олега Сильченко, не найдя в действиях предшественника никаких нарушений.
– Виктор Воронин, глава управления «К» ФСБ. Инициировал возбуждение уголовного дела против юристов Hermitage.
– Ольга Степанова, начальник Московской налоговой инспекции № 28. Одобрила возврат 153 млн долларов налогов в декабре 2007 года.
– Елена Химина, начальник Московской налоговой инспекции № 25. Также одобрила возврат 77 млн долларов налогов.
– Дмитрий Камнов, экс-начальник Бутырского СИЗО. Руководил изолятором в тот период, когда в нем содержался Сергей Магнитский.
– Фикрет Тагиев, начальник СИЗО «Матросская тишина». В этом изоляторе скончался юрист после того, как ему не оказали надлежащей медицинской помощи.
– Юрий Калинин, экс-директор ФСИН России. После гибели Магнитского официально заявлял об отсутствии жалоб на неоказание медпомощи со стороны Магнитского.
– Андрей Печегин, экс-замруководителя отдела по надзору за расследованием особо важных дел Генпрокуратуры. Курировал дело Магнитского.
Лондон, Ксения Самойлова
© 2012, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».