Эксперты: лайнер «Когалымавиа» разрушила взрывная разгерметизация (ФОТО) Названо несколько версий причин крушения воздушного судна
Аэробус А321 авиакомпании «Когалымавиа», потерпевший 31 октября крушение в Египте, разрушился в воздухе. Об этом заявил побывавший на месте катастрофы исполнительный директор Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Виктор Сороченко. Он также отметил, что фрагменты воздушного судна разбросаны на площади около 20 квадратных километров. По мнению экспертов, причиной катастрофы, в которой погибли 224 человека, стала взрывная разгерметизация салона, к которой могли привести повреждения хвостовой части самолета, полученные еще в 2001 году, действия террористов или повреждение фюзеляжа оторвавшимися деталями двигателя.
Как пишет «Газета.ru», повреждение хвостовой части А321 получил 16 ноября 2001 года в аэропорту Каира. Тогда лайнер принадлежал компании Middle East Aviation (MEA) и эксплуатировался всего четыре года. В отчете о происшествии говорится, что пилот был вынужден дважды исправлять траекторию самолета при заходе на посадку в аэропорту Каира, а именно, резко задрать нос самолета. В результате Аэробус сильно ударился хвостовой частью о взлетно-посадочную полосу. После этого инцидента самолет выкупила турецкая Onur Air. А в 2012 году А321 перешел во владение «Когалымавиа».
По словам заслуженного летчика-испытателя Владимира Бирюкова, есть вероятность, что к разрушению самолета в воздухе привели скрытые повреждения хвостовой части, которые не были видны при осмотре. Между тем, эксперт особо отметил, что лайнер, по заявлениям его владельцев, прошел полное техобслуживание по форме «D» в этом году. Проверку прошли все узлы и детали, в том числе и на скрытые повреждения, такие как трещины. Бирюков отметил, что, если техосмотр не являлся формальным, то любое отклонение от нормы должно было быть выявлено и устранено.
Летчик-испытатель Андрей Гусев, который имеет опыт расследования авиакатастроф, допустил, что «пилоты ничего не смогли доложить на землю, что говорит о том, что ситуация в воздухе развивалась очень стремительно», «Возможно, был пожар и взрыв», – предположил эксперт. «Первый осмотр показал, что ни одну из версий (авиакатастрофы) мы исключать сейчас на данном этапе не можем, будем работать по всем направлениям. После того как выполним работы на месте авиационного происшествия и после того, как параметрические ящики, регистраторы мы дешифрируем, после этого можно будет говорить о каких-то первых выводах», – заявил Сороченко.
В свою очередь «Коммерсантъ» пишет, что причиной катастрофы стала взрывная разгерметизация салона на большой высоте, уверены эксперты. По одной из версий, нарушить целостность фюзеляжа могли ударная волна небольшой бомбы, заложенной в багаж лайнера; оторвавшиеся детали двигателя или возникшие в несущих конструкциях усталостные трещины. Чтобы установить точную причину катастрофы, экспертам предстоит не только расшифровать показания бортовых самописцев, но и собрать все обломки Airbus, сделать их полную выкладку в ангаре и внимательно осмотреть.
В пользу версии о разрушении судна в воздухе говорит характер расположения на земле обломков. Похожую картину эксперты наблюдали в марте 1997 года, когда катастрофу потерпел Ан-24 под Черкесском, жертвами которой стали 47 человек. Расследование показало, что на высоте 6000 метров в районе туалетной кабины у самолета разрушился фюзеляж. В результате хвостовая часть отделилась, и самолет рухнул. Эксперты установили, что фюзеляж имел «глубокие очаги коррозии, возникшие во время его эксплуатации в африканских странах». Персонал во время техобслуживания самолета не заметил проблему, скрытую в «труднодоступных зонах подпольной части фюзеляжа», и при увеличении нагрузки на конструкции во время полета самолет разрушился. Тогда эксперты подтверждали свою версию, в том числе формой разброса обломков Ан-24, описывая ее как эллипс с осями 10,5 км на 2,5 км.
Тем не менее, близкий к расследованию источник издания посоветовал не торопиться проводить параллели между исключительным для авиации случаем в Черкесске и катастрофой современного самолета, прошедшего все необходимые процедуры техобслуживания и получившего сертификат летной годности международного образца. Он считает, что египетскую катастрофу можно сравнить с крушением Boeing 747 авиакомпании Pan American, которое произошло в декабре 1988 года в Шотландии. Тогда погибли 270 человек.
Расследование продолжалось три года. Только когда эксперты разложили все фрагменты Boeing в ангаре, удалось обнаружить в одном из листов обшивки фюзеляжа отверстие с выгнутыми наружу краями. Дыру в фюзеляже проделал взрыв небольшой бомбы на основе пластита, замаскированной в транзисторный приемник и оставленной в чемодане одним из отказавшихся от полета пассажиров. Этот человек – террорист из Ливии – в дальнейшем был установлен и осужден к пожизненному заключению.
Еще одной причиной взрывной разгерметизации мог стать неисправный двигатель. В случае так называемого нелокализованного разрушения турбины оторвавшиеся от нее лопатки, по словам специалистов, вылетают наружу с огромной скоростью и режут крыло и фюзеляж лайнера подобно диску циркулярной пилы. Эксперты уверены, что только тщательный осмотр всех элементов на выкладке и проверка их на возможное наличие следов взрывчатки покажет, что именно стало причиной разрушения самолета.
Пока же СКР квалифицировал происшедшее как нарушение правил безопасности эксплуатации воздушного транспорта (ст. 263 УК РФ) и оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекших по неосторожности гибель двух и более лиц (ст. 238 УК РФ). Отметим, что если по первой статье ответственность за катастрофу главным образом ложится на пилотов и техников, то по второй – уже на руководителей и владельцев «Когалымавиа», а также туроператора Brisco, заказавшего чартер.
Отметим, что северная часть Синайского полуострова считается вотчиной террористической группировки «Ансар Бейт аль-Макдис». Недавно боевики этой группы присягнули на верность запрещенной в России террористической организации «Исламское государство» (ИГ) и даже объявили себя «синайской провинцией» ИГ. На фоне прозвучавших в Интернете заявлений ИГ о своей причастности к атаке на российский самолет было высказано предположение, что лайнер мог быть сбит выстрелом из переносного зенитно-ракетного комплекса (ПЗРК). В дальнейшем эту версию опровергли, отмечая, что Airbus летел на недоступной для ПЗРК высоте, а информации о имеющихся у боевиков более мощных средств противовоздушной обороны нет. Однако, эксперты считают, что полностью сбрасывать со счетов террористическую версию пока что рано.
Как писал «Новый День», двигатель российского самолета, потерпевшего крушение над Синаем, горел перед тем, как лайнер упал. Об этом сообщают очевидцы падения воздушного судна в горах Синайского полуострова в Египте: «Видели горящий лайнер, предположительно горел двигатель».
В самой «Когалымавиа» версии о технических неполадках исключают. Однако компания поэтапно приостанавливает эксплуатацию всех воздушных судов для технической проверки, которая позволит провести «оценку рисков поддержания приемлемого уровня безопасности, в соответствии с действующей системой управления безопасности полетов в авиакомпании». «Деятельность авиакомпании не останавливается, все рейсы выполняются в полном объеме и штатном режиме», – заявил авиаперевозчик.
Напомним, крупнейшая в истории России авиакатастрофа произошла в субботу, 31 октября. Пассажирский лайнер Airbus 321 «Когалымавиа», следовавший из египетского курорта Шарм-эш-Шейх в Санкт-Петербург, разбился на территории Египта. Погибли 224 человека (список погибших) – практически все они россияне, возвращавшиеся с отдыха. Указом президента 1 ноября объявлено днем траура, в Египет вылетели российские следователи и авиаэксперты.
Каир, Москва, Иван Гридин
© 2015, РИА «Новый День»