AMP18+

Скандалы и происшествия

/

Монголы готовы погубить Байкал ради дешевого электричества (ФОТО) Страна намерена построить 3 ГЭС на главном притоке уникального озера

Над озером Байкал нависла угроза экологической катастрофы. Если не предпринять должных мер, оно может повторить судьбу Аральского моря. Причина тому – планы Монголии по строительству трех крупных гидростанций на реке Селенга, которая обеспечивает до 80% поступления воды в озеро, и ее притоках: ГЭС «Шурэн» (245 МВт) и две ГЭС на притоках Эгийн-голе (220 МВт) и Орхоне (100 МВт). Гидротехнические сооружения окажут необратимое воздействие на экологическое состояние Байкала. Эта тема обсуждалась на закрытом совещании в Минэнерго.

Как пишет газета «Известия», то, что дело приняло серьезный оборот, подтвердили сразу несколько источников в правительстве и в ведущих энергетических компаниях. Чтобы отменить строительство, считают эксперты, необходимо предложить Монголии альтернативное решение. Соседнее государство планирует строительство ГЭС, так как считает, что условия поставки электроэнергии из России невыгодны. Профинансировать стройку энергообъектов согласился один из китайских банков, который уже выделил только лишь на развитие инфраструктуры будущих станций $827 млн. В связи с этим российские ведомства ведут активный поиск альтернативного энергообеспечения монгольской стороны.

Издание отмечает, что первый раунд переговоров и экспертных консультаций по этой теме состоялся 11 апреля в Минприроды. Участники мероприятия пришли к выводу, что для определения рисков проекта необходимо провести «комплексную экологическую, социальную и экономическую оценку реализации энергетических и водохозяйственных проектов Монголии и их воздействия на реку Селенга и озеро Байкал».

Было также отмечено, что при возведении гидросооружений, наполнении водохранилищ и их дальнейшей эксплуатации, с началом суточного и сезонного регулирования стоков существенно изменится гидрологический режим рек. В результате изменятся многие из сложившихся природных процессов: атмосферных, биологических, гидрологических и геологических. Из протокола также следует, что может произойти изменение стока наносов, качества воды, ее ледовый и температурный режим. Существует риск дополнительного выделения парниковых газов, возникнет угроза подтоплений территорий. Негативное влияние скажется и на миграции животных, особенно редких видов рыб. Помимо прочего, реализация гидротехнических проектов может создать дополнительные сейсмические, эпидемиологические и другие риски.

Кроме того, в ходе заседания российская сторона выразила обеспокоенность отсутствием подробной и достоверной информации о крупнейшей планируемой к сооружению в бассейне Селенги ГЭС Эгийн-Гол, заметив, что ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) по планируемым ГЭС должна находиться в открытом доступе до начала финансирования строительства.

По словам директора Байкальского заповедника Василия Сутула, регулирование уровня воды в реке при помощи ГЭС, изменение зеркала испаряемой воды способны негативно отразиться на уникальной экосистеме дельты Селенги, в частности, повлиять на гнездование птиц, нерестилища для рыб. «К тому же электроэнергия с ГЭС потенциально может предназначаться для рудной промышленности, а это риск того, что в реку, а затем и в озеро могут попасть ее отходы и другие загрязняющие вещества», – полагает ученый.

Второй этап закрытого совещания об альтернативных вариантах обеспечения монгольской стороны электроэнергией, как отмечает издание, состоялся уже в Минэнерго. Представители российских энергетических компаний высказали на нем свои предложения, которые в эти дни будут переданы Монголии на российско-монгольских экспертных консультациях. По оценкам экспертов, цена электроэнергии для Монголии за год увеличилась на 88% вместо привычных 12-13%. Поставщик уже озвучил предложение изменить коэффициент входящей мощности, что удешевит стоимость электроэнергии для страны.

«Россети» предложили развить сетевую инфраструктуру в том числе на юге Монголии, что позволит направлять в соседнюю страну излишки из Бурятии, Забайкалья, Иркутска. Представители «Русгидро» в свою очередь считают необходимым актуализировать схему сетевой инфраструктуры Монголии, а «Гидропроект» – рассмотреть вариант отказа от ГЭС «Шурэн» (гидроэлектростанция) в пользу ТЭЦ (теплоэлектроцентраль) и ГАЭС (гидроаккумулирующая электростанция).

Эксперты «Евросибэнерго» полагают, что для расширения поставок электроэнергии из Сибири в Монголию нужно исключить из экспортной стоимости договора поставки мощности и вынужденную генерацию. «Это позволит покрыть весь спрос Монголии без ущерба Селенге и Байкалу. Ранее объем поставок только из Иркутской области достигал 900 млн кВт/ч, а это, примерно, четверть текущего энергопотребления Монголии», – пояснили в энергетической компании.

Кроме того, на совещании был озвучен вариант включения Монголии в Энергокольцо в рамках новой дорожной карты. Этот документ (дорожная карта) можно составить из долгосрочного этапа (строительство Энергокольца) и краткосрочных (строительство сетей на юге и севере Монголии). Член высшего экологического совета, депутат Госдумы Олег Лебедев уверен, что Россия способна помочь Монголии решить энергопроблему «менее кровожадным способом».

«У нас есть уникальный научный потенциал, есть экспертиза в строительстве, поэтому можно направить электроэнергию из Сибири и разработать новые соглашения по экспорту. Иначе менее 1000 ГВт электроэнергии погубят самый крупный источник пресной воды на Земле, уничтожат дельту реки Селенга, лишат доступа к питьевой воде населенные пункты Бурятии и Иркутской области», – считает Лебедев.

Как отмечает издание, эксперты пока не нашли окончательного решения вопроса, все предложения будут тщательно изучаться обеими сторонами.

Напомним, экологи уже давно бьют тревогу из-за обмеления Байкала. Как писал «Новый День», Забайкалье и Бурятия могут превратиться в пустыню: за 300 километров от глубочайшего озера пересохли колодцы. Без воды остались жители 13 сел Бурятии. Жителям пострадавших районов воду доставляют автоцистернами. В 2014 и 2015 годах исчезновение воды регистрировалось только в прибрежных районах. Этой весной источников пресной воды лишились жители Кабанского, Прибайкальского и Баргузинского районов Бурятии.

К концу декабря 2015 года уровень воды в Байкале упал ниже минимальной отметки в 456 метров. Тогда глава Росгидромета Александр Фролов сообщил, что ожидает обмеления Байкала в 2016 году еще на 30-40 см. Уже к апрелю уровень воды в озере опустится на 22-30 сантиметров ниже минимальных значений. В первой половине 2015 года уровень воды в Байкале опустился на 13 сантиметров, из-за чего в колодцах прибрежных деревень исчезла вода и осушились торфяники, что вызвало многочисленные пожары в регионе.

Предыдущей весной уровень Байкала снизился на 40 сантиметров по сравнению с показателем 2013 года. Такой маловодный период был отмечен впервые за 60 лет. В феврале 2015 года, когда премьер Дмитрий Медведев подписал постановление «О предельных значениях уровня воды в озере Байкал в осенне-зимний период 2014-2015 года», предельно допустимый уровень для использования водных ресурсов озера в хозяйственной деятельности был установлен в 456 метров. К середине марта уровень воды в Байкале составлял 455,95 м. К маю уровень воды понизился еще на десяток сантиметров.

Москва, Улан-Батор, Иван Гридин

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках / Метки

Дальний Восток, Москва, Якутия, Сибирь, Центр России, В мире, Здоровье, Наука, Общество, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, Туризм, Фоторепортаж, Экономика, Экология,