AMP18+

В мире

/

Разрешение корейской ядерной проблемы – поражение США?

Капитуляция Вашингтона на пекинских переговорах по корейской ядерной проблеме все-таки состоялась. Впрочем, почти с самого начала «корейского кризиса» (то есть с 2002 года) было ясно, что иного выхода и быть не может.

Как сообщает корреспондент «Нового Региона», об этом сегодня пишет политический обозреватель РИА Новости Дмитрий Косырев.

Интрига крылась лишь в том, признает ли молчаливо свой провал та администрация, которая завела свою корейскую (и всю дальневосточную) политику в тупик – то есть администрация Буша. Или она не сможет это сделать сама, и передаст эстафету преемникам.

Получилось так, что хорошие новости на международной арене сейчас нужны, как воздух, именно администрации Буша. Настолько нужны, что США без проблем согласились отдать Пхеньяну его замороженные ранее на счетах в Макао деньги.

А какие слова говорились при заморозке этих счетов – о печатании фальшивых долларов, и многое другое.

При определенных талантах в области пропаганды можно подать эту дипломатическую капитуляцию США как победу, как капитуляцию Пхеньяна.

Особенно с учетом того, что сегодня мало кто помнит, с чего начинался этот глупый конфликт (с голословных и не подтвержденных до сих пор обвинений США). И мало кто помнит, каковы были корейские реальности до конфликта.

А были эти реальности ровно такими, к которым и привели сегодня переговоры в Пекине. Напомним, о чем там только что договорились. Пхеньян заново отказывается от ядерных военных программ, опечатывает исследовательский реактор в Йонбене, допускает туда инспекторов МАГАТЭ.

То есть возвращается к своим обязательствам, которые выполнял до того, как молодая и еще не наученная Ираком администрация Буша решила ввести новую корейскую политику с целью смены режима в Пхеньяне.

В ответ на это Северная Корея получает до миллиона тонн мазута в год для своих электростанций. Цифра ориентировочная, потому что каким-то образом на мазутный эквивалент была переведена прочая гуманитарная помощь.

То есть и здесь стороны вернулись к духу, если не букве, соглашений с администрацией Клинтона от 1994 года, по которой отказавшаяся от ядерных амбиций Северная Корея получала мазут до момента запуска атомной электростанции по международному проекту КЕДО.

В общем, кризиса как не бывало, еще один тур переговоров в марте – и все детали будут проработаны. Если, конечно, Пхеньян не захочет напоследок еще раз подергать всем нервы. Или – если того же не захотят США.

Теперь посмотрим, чего в объявленных договоренностях нет. Нет, скажем, упоминания о возобновлении работ по сооружению той самой атомной станции. Или другой, ей подобной.

Но подробности могут всплыть позже, и в любом случае никто не возбраняет решать эту проблему отдельно.

Тем более что в достигнутых договоренностях есть и кое-что новое. Это – как ранее неоднократно предсказывалось автором этих строк – превращение шестистороннего механизма корейских переговоров в некую международную организацию по развитию Северной Кореи.

Сделано это с помощью решения создать нескольких рабочих групп – по денуклеаризации, по американо-северокорейским, американо-японским отношениям, по экономической и энергетической помощи, по созданию механизма безопасности в Северо-Восточной Азии.

В общем, получается настоящая восточноазиатская ОБСЕ, или даже нечто более эффективное.

Шесть сторон переговоров – это Россия, США, Китай, КНДР и Республика Корея, а также Япония. То есть те страны, для которых будущее Корейского полуострова – вопрос их собственного экономического развития и безопасности.

Пока что очевидно, что японская сторона останется в стороне от будущих планов в отношении полуострова, американская сейчас начнет мучительно размышлять – доводить ли дело до мирного договора после Корейской войны 50-х годов, или не спешить.

Экономические же проекты развития Северной Кореи будут, как и раньше, предметом особого интереса Южной Кореи, при активном участии Китая и России. Последняя даже вбросила на стол переговоров приберегавшуюся к этому случаю фишку – обещание списать 8 миллиардов северокорейского долга СССР.

Однако если в списке стран, которые по итогам пекинских переговоров обещают помогать Северной Корее, предсказуемо нет Японии, зато есть США. И это правильно.

Потому что Америка хорошо помнит, как выглядели ее позиции в Восточной Азии при Клинтоне, когда США вытеснили из атомных корейских дел Россию и даже поставили Пхеньяну первую партию кока-колы. Это были сильные позиции.

Шесть лет тихого участия в разрешении корейского кризиса вернули России то, что она утратила в 1994 году. Но никто не будет оспаривать того факта, что у США – мощная экономика, столь же необходимая для развития Тихоокеанского региона, как, скажем, экономика китайская.

Законные интересы Америки в этой части света понятны и приемлемы для всех. Настолько, что все участники шестистороннего процесса постараются поскорее забыть провал администрации Буша, обвинившей Пхеньян в тайных ядерных программах – и так и не доказавшей эти обвинения.

Но остается другой вопрос. А именно, выйдет ли Северная Корея из нынешней ситуации ядерной страной, или нет.

Конечно, все попытки Пхеньяна грозить партнерам своей атомной бомбой были смешны, потому что реальные результаты северокорейских ядерных и ракетных испытаний были вполне понятны специалистам: то были очень слабые результаты.

Но факт остается фактом: нельзя распространять ядерное оружие, но можно создавать его самостоятельно. Что доказал пример Индии или Пакистана.

Сегодня Пхеньян явно не способен делать свою атомную бомбу. Но есть еще и завтра. И есть еще много других стран, внимательно наблюдавших за событиями вокруг Корейского полуострова.

Какие выводы сделали эти страны, да и само северокорейское руководство из шести лет кризиса, из которого его вытаскивали год за годом соседи – Пекин, Москва, Сеул?

Было ли решено, что лучше иметь хороших друзей, чем ядерный арсенал? Или – что лучше, чтобы было то и другое?

Пхеньян – Вашингтон, Всеволод Ягужинский

© 2007, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Дальний Восток, Москва, Центр России, В мире, Общество, Политика, Россия, Технологии, Экономика,