Российско-китайская «идиллия» беспокоит Запад
Со времен коммунистического братства Сталина и Мао не было такой идиллии в отношениях между Китаем и Россией.
Начало реализации совместной космической программы по изучению Марса, новые экономические контракты на сумму 4,3 млрд. долларов, особые отношения в сфере поставок энергетического сырья и, самое главное, начало «стратегического партнерства», направленного против США, – визит Ху Цзиньтао в Москву завершается триумфальным итогом.
Как сообщает корреспондент «Нового Региона», об этом сегодня пишет влиятельная итальянская газета La Repubblica.
Новый медовый месяц между Китаем и Россией окончательно зачеркивает десятилетия холода и даже конфликтов и свидетельствует о серьезной договоренности, направленной на изменение расстановки сил в мире.
Эти два совершенно разных народа сегодня вновь обмениваются объятиями, скрепленными экономическими интересами и, в первую очередь, общей целью снижения уже и без того ослабленного влияния Соединенных Штатов в мире.
Давно прошли времена, когда Москва и Пекин были двумя столпами коммунистического интернационализма. С 1949 по 1954 год это были отношения верных союзников при верховенстве Советского Союза. Мао был заложником масштабной военной помощи, полученной из Москвы во время его партизанской борьбы против японцев, а затем в ходе гражданской войны против националистов Чан Кайши.
Отношения ухудшились после смерти Сталина в 1953 году и с началом в 1956 году хрущевской кампании против культа личности. Мао осудил советский «ревизионизм» и объявил о себе как о единственном пророке революции, которую следует экспортировать в страны третьего мира.
В годы «культурной революции» (1966-1967) раскол между двумя странами был тотальным, напряженность дошла даже до столкновения между двумя красными армиями в 1969 году на границе по реке Уссури.
После смерти Мао к власти пришел Дэн Сяопин, в стране под руководством умеренных лидеров были проведены капиталистические реформы, в двусторонних отношениях начала проявляться постепенная оттепель, но страны продолжали относиться друг к другу с недоверием. Завершившийся вчера в Москве визит Ху открывает новую фазу в отношениях, которой предшествовали такие важные события, как совместные военные учения.
Поводом для двустороннего саммита стал год Китая в России. Путин и Ху вместе торжественно открыли большую ярмарку китайских товаров: 15 тысяч видов продукции, произведенной в 30 секторах китайской промышленности.
«Наши связи, – заявил Путин, – в последние годы стабильно укреплялись. Продукция, представленная на этой выставке, является доказательством силы китайской экономики. Они позволяют нам лучше понять успехи в политике экономических реформ Китая».
Два лидера подписали 21 контракт: поставки нефти, газа и стали из России в Китай, продажи автомобилей, электробытовых приборов и информационной продукции из Китая в Россию, проекты сотрудничества в сфере судостроительной и горнодобывающей промышленности.
Совместные инвестиции в размере 12 млрд. долларов в строительство нефтепровода из Сибири в Китай являются также явной угрозой Путина европейцам: если вас не устраивают наши условия – таково послание Москвы – имеются другие покупатели наших энергетических ресурсов.
Наконец, было объявлено о начале совместной масштабной космической программы, которая включает в себя запуск зонда на Марс российским ракетоносителем и китайского спутника.
Одним из мотивов этого сближения является экономика: Китай является промышленной супердержавой, второй в мире после Соединенных Штатов, остро нуждающейся в энергии и сырье. Россия отстает в развитии своей обрабатывающей промышленности, но является вторым мировым производителем нефти после Саудовской Аравии и богата природными ресурсами.
Но «стратегическое партнерство» между Ху и Путиным включает в себя много других аспектов. Российский президент хотел подчеркнуть «совпадение позиций по Ирану, по законному желанию Тегерана обладать атомной энергией, чтобы использовать ее в мирных целях». Путин говорил о «новом мосте дружбы, о братстве между российским и китайским народами».
Этих терминов не было слышно со времен Сталина и Мао. Сегодня соотношение сил изменилось, богатым братом стал Китай. Больше нет идеологического цемента: ни одна из этих двух стран не пытается экспортировать революцию. Но есть, однако, совпадение на общей позиции противостояния.
Чтобы притормозить другую систему ценностей, Китай и Россия вновь идут рука об руку: они хотят блокировать любую попытку Запада, в первую очередь Америки, экспортировать демократию, гражданские права, «гуманитарное вмешательство».
После 11 сентября 2001 года Москва и Пекин проявили солидарность с Вашингтоном против терроризма «Аль-Каиды». Но войны в Афганистане и Ираке, а также попытки американцев поддержать «оранжевые революции» в некоторых республиках Центральной Азии вызвали тревогу в Москве и Пекине.
Россия и Китай создали «Шанхайский клуб», включив в него Казахстан, Киргизию, Таджикистан и Узбекистан и пригласив Индию, Пакистан, Иран и Монголию в качестве наблюдателей.
Это стало первым шагом к многосторонней азиатской организации, в которой у Соединенных Штатов нет даже «откидного места». Эра наступления демократий, начавшаяся с падения Берлинской стены, для Ху и Путина тянулась слишком долго.
Рим – Москва – Пекин, Всеволод Ягужинский
© 2007, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».